Советская историческая энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ

(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат. исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, "положительное" ("позитивное") знание может быть получено как результат отд. спец. наук или их синтетич. объединения. Последнее сменялось в задачу новой "позитивной" философии. В число этих наук, наряду с естеств. науками, позитивисты включали и социологию, к-рая. по мнению Конта, должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную им классификацию наук. Отрицая возможность познания сущности предметов (филос. агностицизм), П. отказывал отд. наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивал их задачу внешним описанием результатов непосредств. наблюдения, выяснением вопроса, как совершался тот или иной процесс. Провозгласив, что позитивистская философия стоит выше односторонности как материализма, так и идеализма, позитивисты по существу всегда оставались на почве идеализма.

=====

Наиболее характерные черты П. 19 в. в социологии (крупнейшие представители, кроме Конта, — Дж. Ст. Милль, Г. Т. Бокль, И. Тэн, Г. Спенсер) — натурализм и эволюционизм. Отвечая на запросы развития науки своего времени, позитивисты строили свою социологию на утверждении, что развитие общества подчинено тем же законам, что и развитие природы, но при этом они метафизически, антиисторически сводили социальные процессы к естественным — физич., биологич. и особенно психологическим. Признавая закономерность и прогрессивный характер обществ. развития, понимая общество как "социальный организм", позитивисты представляли себе это развитие в форме медленных, эволюц. изменений от простого к сложному, от однородного к неоднородному, рассматривая всякую революцию как "аномалию" ист. развития. Эта черта особенно характерна для П. как идеологии бурж. либерализма.

=====

П. явился филос. основой позитивистского направления в бурж. историографии, к к-рому принадлежало большинство наиболее крупных историков 2-й пол. 19 в. В соответствии с дуалистич. позитивистской методологией, они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, т. н. "теория факторов"), непознаваемость конечных ист. законов, отрицали решающую роль клас. борьбы в истории и клас. природу гос-ва. В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся ист. науки, они сближали последнюю с естеств. науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и ист. процессов (резко выступая против сведения ист. процесса к отд. событиям и деятельности "великих людей"), признавали большую роль экономического фактора в обществ. жизни (хотя, не признавая понятия "общественно-экономич. формация", понимали экономику очень поверхностно — как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т. п.).

=====

Роль и место позитивистской историографии в истории ист. науки оценивается сов. учеными по-разному. Одни считают ее направлением, знаменовавшим начало упадка бурж. историографии, и ставят его во всех отношениях ниже бурж. историографии 1-й пол. 19 в. Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней ист. материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектич. подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений бурж. ист. мысли нач. 19 в., все же считают, что в бурж. историографии позитивистское направление представляло определенный прогресс: оно способствовало развитию новых исследовательских методов и широкому изучению экономич. и социальной истории, ранее мало привлекавшей внимание бурж. историков. С позитивистским направлением связано возникновение т. н. экономич. направления в бурж. историографии. (О П. в историографии см. подробнее в ст. Историография).

=====

Во 2-й пол. 19 в. П. почти безраздельно господствовал в бурж. социологии и историографии. На рубеже 19-20 вв. П. в своей "классич." форме переживает кризис. Это было связано как с усилением реакц. тенденций в бурж. обществоведении в эпоху империализма, так и с несостоятельностью самого П., обнаружившейся с полной очевидностью в новых ист. условиях и в связи с дальнейшим прогрессом науки. П. подвергается резкой критике "справа", со стороны реакц. субъективистских и релятивистских направлений бурж. филос. и ист. мысли (в частности, со стороны неокантианства). Произошла эволюция филос. П. — с конца 19 в. возникла его новая ист. форма, т. н. эмпириокритицизм, или махизм (он был подвергнут науч. критике В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм"); с 20-30-х гг. 20 в. получает распространение т. н. неопозитивизм. Известная часть историков, особенно франц., бельг., англ., и в 20 в. сохраняет верность методологии П. в формах, более или менее близких к "классич." П., или продолжает его традиции (с П. связана синтеза исторического школа А. Бера, в известной мере — методология школы "Анналов" и др.).

=====

Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Лекторский В. A., От позитивизма к неопозитивизму, "ВФ", 1966, No 9; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Гутнова Е. В., Место и значение бурж. позитивистской историографии второй пол. XIX в. в развитии ист. науки (по мат-лам медиевистики), в сб.: Ср. века, в. 25, М., 1964; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967. См. также лит. в указанных работах, при ст. об отдельных представителях П. и при ст. Историография.

=====

Е. В. Гутнова. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте