Теософский словарь

пратьека будда

(Санскр.) То же, что "Паси-Будда". Пратьека Будда есть степень, принадлежащая исключительно школе Йогачарья, все же это всего лишь степень высокого интеллектуального развития, без истинной духовности. Это есть мертвая буква тех законов Йоги, в которых интеллект и умственное разумение играют главную роль, добавленная к строгому исполнению указаний по внутреннему развитию. Это один из трех путей к Нирване, и самый низший, по которому йог — "без учителя и без спасения других" — с помощью одной лишь силы воли и соблюдения условий технического порядка, индивидуально достигает разновидности номинального состояния Будды; никому не принося пользы, но эгоистично работая лишь для собственного спасения и для самого себя. Пратьеки почитаемы внешне, но презираемы внутренне теми, кто обладает острым и духовным распознаванием. Пратьеку обычно сравнивают с "Кхадга", или обособленным носорогом, и называют Экашринга Риши - самостный, обособленный Риши (или святой). "Как пересекающего Сансару ("океан рождений и смертей" или ряд воплощений), подавляющего ошибки, и все же не достигающего абсолютного совершенства, Пратьека Будду сравнивают с лошадью, которая пересекает реку вплавь, не касаясь дна" ("Sanskrit-Chinese Dict."). Он намного ниже истинного "Будды Сострадания". Он стремится лишь к достижению Нирваны. ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ. Термин, используемый для указания того, что мы жили прежде. То же, что перевоплощение в прошлом. Подобная мысль высмеивается одними, отвергается другими, называется нелепой и несостоятельной третьими; все же это самое древнее и наиболее распространенное верование с незапамятных времен. И если это верование было всецело принято самими тончайшими философскими умами дохристианского мира, то, конечно, будет только справедливо, что некоторые из наших современных мыслящих людей также должны верить в это или, по крайней мере, принимать эту доктрину ввиду отсутствия доказательств обратного. Даже в Библии на это намекается более чем однажды — когда Иоанн Креститель рассматривается как перевоплощение Илии, или когда Ученики спрашивают, был ли слепой рожден слепым за его грехи, что равносильно утверждению, что жил и грешил перед тем, как был рожден слепым. Как превосходно высказался м-р Бонвик: это было "процессом духовного продвижения и дисциплины души. Избалованный сластолюбец возвращался нищим; гордый угнетатель — рабом; эгоистическая светская дама — швеей. Оборот колеса давал возможность для развития пренебреженного или злоупотребленного рассудка или чувства, отсюда и популярность идеи перевоплощения во всех странах и во все времена. ... Таким образом изживание зла ... постепенно, но непременно претворялось." Поистине, "злое деяние следует за человеком, переходя через сто тысяч переселений" ("Панчатантра"). "Все души имеют тонкий проводник, наподобие тела, который переносит пассивную душу из одного материального жилища в другое", говорит Капила; а Беснейдж, говоря о евреях, поясняет: "Под этой второй смертью не подразумевается ад, но то, что случается, когда душа во второй раз одушевляет тело". Геродот сообщает своим читателям, что египтяне "первые заговорили об этой доктрине, согласно которой душа человека бессмертна, и после разрушения тела входит в новорожденное существо. Когда, как они заявляют, душа пройдет через всех животных на земле и море, и всех птиц, она вновь войдет в тело новорожденного человека." Это есть Предсуществование. Девериа показал, что в погребальных текстах египтян сказано, "что воскресение, на самом деле, было лишь обновлением, ведущим к новому детству, и новой юности". (См. "Реинкарнация".)



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте