Музыкальная энциклопедия

Преториус М.

(Praetorius; наст. фам. Шульц, Schulz, Schulte, SchultheiЯ) Михаэль (15 II 1571 или 1572, Крёйцбург, близ г. Эйзенах — 15 II 1621, Вольфенбюттель) — нем. композитор, органист и муз. теоретик. Сын протестантского священника, связанного с кругом ближайших друзей и сподвижников М. Лютера. Учился в лат. школе в г. Цербст, в ун-те г. Франкфурт-на-Одере. Служил у герцога Брауншвейгского в качестве органиста. В 1594 переселился в резиденцию герцога Вольфенбюттельского, с 1604 стал придв. капельмейстером. Постоянно ездил ко двору кайзера в Прагу, а также в Дрезден, Магдебург и Галле, где встречался и сотрудничал с видными музыкантами своего времени X. Л. Хаслером, Г. Шюцем, С. Шейдтом.

П. — автор светской и церк. музыки на нем. и лат. тексты. В основе его творчества лежит традиция, культивировавшаяся в лютеранских церк. общинах и лат. школах и связанная с полифония, школой Орландо Лассо, с формой мотета, применением cantus firmus. П. ввёл в нем. церк. музыку хор. концерт, следуя в своих многогол. вок.-инстр. соч. также традициям венецианской школы. Одним из первых в нем. музыке П. применил генерал-бас. Его собрание песнопений (в разл. формах на нем. тексты) и пьес для органа — "Сионские Музы" ("Musae Sioniae", т. 1-9, 1605-10) охватывает 1244 соч. Составил из своих произв. ещё несколько подобных собраний. Сб. "Musarum Sioniarum Motectae et Psalmi latini I" (1607) включает 36 многогол. мотетов, мессу и магнификат; сб. "Терпсихора" (1612) содержит инстр. обр. 312 мелодий франц. танцев. Среди его органных соч. — фантазии на темы псалмов Лютера, в т.ч. известная "Ein feste Burg ist unser Gott". Большое значение имеет его науч. труд "Syntagma musicum" (т. 1-3, 1615-19; переиздано В. Гурлиттом, 1958-59; рус. пер. фрагмента в сб.: "Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв.", М., 1971), содержащий описание и классификацию муз. инструментов, характеристику современных П. осн. вок. и инстр. форм, определение и толкование муз. терминов (в основном перевод с итал. яз. на нем. яз. словаря И. Тинкториса, 1474), сведения о мензуральной нотации, свод правил муз. композиции, указания к пользованию техникой генерал-баса и к инструментовке вок.-инстр. произв. Вопреки сложившейся практике применения в науч. трактатах лат. языка, начиная с т. 2 П. писал этот труд на нем. языке.

Издания: Gesaratausgabe der musikalischen Werke von M. Praetorius, hrsg. v. Fr. Blume in Verbindung mit A. Mendelssohn und W. Gurlitt, Bd 1-21, Wolfenbьttel-B., 1928-60; Sдmtliche Orgelwerke, hrsg. v. K. Matthaei, Wolfenbьttel-B., 1930.

Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Lpz., 1912; Gurlitt W., M. Praetorius (Creuzburgensis), sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915; Blume Fr., M. Praetorius Creuzburgensis, Wolfenbьttel-B., 1929; его же. Das Werk des M. Praetorius, "ZfMw", 1935, Bd 17.

О. Т. Леонтьева.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте