Большая советская энциклопедия

Путеподъёмник

Путевая машина (См. Путевые машины), предназначенная для укладки рельсо-шпальной решётки при ремонте и содержании эксплуатируемых и постройке новых ж.-д. путей. П. начали использоваться на железных дорогах СССР в 30-х гг. 20 в. П. бывают цикличного и непрерывного действия. П. цикличного действия — машина на ж.-д. ходу (рис.) — устанавливается на участке пути, где требуется подъёмка пути при ремонте. Клещевые захваты зацепляют рельсы. Опорные плиты, выдвигаемые гидравлическими или винтовыми домкратами, опираются на балласт в междушпальном ящике или по бокам балластной призмы. При дальнейшем их выдвижении происходит подъёмка рельсо-шпальной решётки вместе с находящейся на ней машиной. Под поднятый путь подаётся балласт, и рельсо-шпальная решётка устанавливается на более высокой отметке. При подъёме опорных плит машина опирается колёсами на рельсы и может переезжать на новый участок, где процесс подъёмки повторяется. П. развивают усилие до 340 кн (34 тс) при высоте подъёма до 40 см. Некоторые П. имеют механизм для сдвига рельсо-шпальной решётки в горизонтальной плоскости и используются для рихтовки пути.

П. непрерывного действия, называют ползучим путеподъёмником, используется при строительстве новых железных дорог. На клинообразной плите П. смонтированы 2 свободно вращающиеся гусеничные ленты. Плита заводится под поднимаемый путь так, чтобы шпалы опирались на гусеничные ленты. С помощью тросов плита крепится обычно к тракторному дозировщику (См. Тракторный дозировщик), находящемуся впереди на расстоянии 15 м. При перемещении П. со скоростью 2,2—3,8 км/ч рельсо-шпальная решётка поднимается на высоту, равную толщине плиты (около 20 см).

С. А. Соломонов.

Путеподъемник на железнодорожном ходу.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте