Советская историческая энциклопедия

РАЦИОНАЛИЗМ

(от лат. ratio — разум) — филос. направление, исходящее из того, что разум является основой бытия (онтологический Р.), познания (гносеологический Р.), морали (этический Р.); в обществоведении — направление обществ. мысли, считающее разум решающим или одним из важнейших факторов ист. развития, а также подходящее к объяснению обществ. явлений и институтов чисто дедуктивно-логич. путем, исходя из общих этич. принципов (в свою очередь устанавливаемых разумом).

=====

Рационалистич. взгляд на историю общества, элементы к-рого имелись у ряда представителей филос. и ист. мысли античности (напр., у Фукидида, Аппиана и др.), вновь стал утверждаться (после господствовавшего в средние века провиденциализма) со времени Возрождения и окончат. оформился в эпоху Просвещения, став одной из наиболее существенных черт просветительской идеологии. Большую роль в становлении Р. сыграли успехи естествознания 17 в. Попытки конструирования на этой основе т.н. "социальной физики" шли чисто рационалистич. путем. Рационалисты 17-18 вв. исходили из представления о существовании вечных "разумных" естественных законов (см. Естественное право), практич. реализация к-рых зависит от воли, разума, дурных или хороших качеств правителей; из убеждения, что все недостатки обществ. устройства в прошлом были результатом незнания; отсюда вера рационалистов в просвещение как гл. средство преобразования обществ. жизни, представление о прогрессе как в 1-ю очередь прогрессе человеч. знаний; они пытались объяснить сущность обществ. институтов, ист. событий и т.д. с точки зрения "разумности", "здравого смысла", отвергая объяснения их с помощью "чудесного", иррационального. На этой основе были даны чисто рационалистич. теории происхождения общества и гос-ва (см. Общественный договор), рационалистич. объяснение религии (напр., деизмом) и т.д. Р. проник даже в религ. системы (нек-рые направления протестантизма, разума культ). Рационалистич. подход к обществу, свойственный философам-просветителям, отчетливо проявился и в просветительской историографии (напр., у таких ее предст., как Э. Гиббон, У. Робертсон и др.). Р. 17-18 вв. был исторически прогрессивным, поскольку он представлял собой часть общего процесса освобождения в новое время науч. (в т. ч. ист.) мысли от оков теологии, провиденциализма и иррационализма; подчеркивая "неразумность" ср.-век. институтов, признавая большую творческую роль нового законодательства и т.д., Р. давал в руки буржуазии действенное оружие для преобразования обществ. отношений в период, когда условия для такого преобразования исторически созрели (в частности, во время Вел. франц. революции). В то же время объяснение движ. сил ист. развития рационалистами 17-18 вв., придававшими решающее значение субъективному фактору в истории, оставалось полностью идеалистическим, далеким от научности. Их взгляды на историю отличались антиисторизмом (так, вся средневековая история рассматривалась как "противоречащая разуму", религия считалась лишь результатом заблуждений или сознательного обмана со стороны духовенства и т.д.). В этом отношении критика рационалистического подхода даже со стороны романтиков, большинство к-рых было враждебно Р. (хотя нек-рые, напр. Сисмонди, сохранили элементы Р.), имела известное научно-плодотворное значение. Науч. несостоятельность Р. отчетливо видна при сопоставлении рационалистич. представлений об "идеальном строе будущего", свойственных домарксовскому социализму, с марксистской теорией науч. коммунизма. Рационалистич. подход к истории (в формах, свойственных просветителям 18 в.) в 19 в. в осн. изживается (хотя нек-рые ист. направления, напр. нем. Гейдельбергская школа историков, продолжали во мн. ему следовать). Позитивизм контовского толка вобрал нек-рые элементы Р. (напр., конструирование "общих законов" развития, представление о прогрессе как прежде всего прогрессе разума, знания) и в то же время отказался от свойственной рационалистам 18 в. глубокой веры в способность человеч, разума проникнуть в сущность явлений. В дальнейшем в ряде бурж. направлений филос.-исторической мысли усилилась реакц. тенденция к иррационализму.

=====

Коренное положение марксизма о первичности обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию, распространенное на историю, сделало возможным познание ист. действительности как закономерного процесса, движимого внутр. противоречиями и воплощенного в обществ. практике людей.

=====

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 16-19. 267-68; его же, Диалектика природы, там же, с. 545-46; Плеханов Г. В., К вопр. о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Косминский E. A., Историография средних веков, M., 1963 (особенно гл. 11-19); Robertson J. M., Rationalism, L., 1912; Maugé F., Le rationalisme comme hypothèse métodologique, P., 1909.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте