Социологический словарь

РАДКЛИФФ-БРАУН

Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) — английский этнограф, один из создателей `социальной антропологии` как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте `примитивных` человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, Спенсер, Дюркгейм.

Радклифф-Браун — глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, инициатор позитивистско-индуктивистской программы `естеств. науки об общесте` и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными `в поле`, в прямом контакте с изучаемыми общестами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют интересы, цели или `необходимые условия существования` и из чьих `потребностей` в выживании и эффективности возникли опред. социальные институты.

Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека явл. ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится `структура` общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте структура обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В `структурах` отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.

Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет `естественную классификацию` структур примитивных обществ. Анализ структуры общеста неотделим от исследования социальных функций его институтов и др. структурных элементов. Человеческая деятельность (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть общесто как целое и показать слаженную работу его частей — задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, `сечением` общества.

Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только `псевдоисторические спекуляции`. Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общеста в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми общесту, и конкретными институтами наследования, рода, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные совр. обществ, системы, который пыталась осуществить чикагская школа социальной антропологии (Л. Уорнер, С. Такс и др.) и амер. социол. функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).

Соч.: 1) A natural science of society. Glencoe, 1948. 2) Structure and function in primitive society. L., 1952.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте