Большая советская энциклопедия

Раса

I

Ра́са

см. Расы человека.

II

Ра́са (от франц. race — род, порода)

в биологии, группа организмов, обособившаяся в экологическом или, иногда, в географическом отношении внутри Вида или Подвида. Особи, составляющие Р., имеют сходные морфо-физиологические и экологические особенности, связаны районом распространения, составляющим часть Ареала вида или подвида. Часто разные Р. встречаются в одном и том же месте, но отличаются по условиям существования (экологические Р.). Так, у многих растений появляются Р. альпийского типа, ксероморфного, теневого. Пример подобных Р. у животных — сезонные Р. ракообразных. Многие Р. паразитов различаются функциональной приспособленностью (специализацией) к определённым хозяевам — растениям и животным («Р. по хозяину»). В ихтиологии термином «Р.» обозначают местные популяции (стада) рыб. Иногда географические Р. отождествляют с подвидом. Термин «Р.» используется также применительно к породам домашних животных.

III

Ра́са (санскр., буквально— вкус)

одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое наслаждение, восприятие. В трактате «Натьяшастра» (приблизительно 2—4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетического наслаждения в процессе театрального представления. «Натьяшастра» определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Р., а также Р. страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10—11 вв.) в трактате «Абхинавабхарати» сформулировал учение Р., согласно которому Р. соотносятся с основными эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного вызвать эгоистического желания и эмоции, они трансформируются в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р., по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетического субъекта (читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.), отчего эстетический объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством возбуждения Р. признаётся Дхвани. Концепция «дхвани-раса» стала кардинальной доктриной средневековой индийской поэтики.

Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике, «Вопросы литературы», 1966, № 2; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет дхвани»). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.

П. А. Гринцер.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте