Большая биографическая энциклопедия

Рейтерн, граф Михаил Христофорович

Рейтерн, граф Михаил Христофорович

— статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, министр финансов, председатель Комитета Министров. Родился 12 сентября 1820 г. в г. Поречье, Смоленской губ., умер 11 августа 1890 года в Царском Селе. Древний дворянский род фон Рейтернов, из Лифляндии, ведет свое начало от Иоганна Рейтерна, переселившегося в XVII столетии из Любека в Ригу и получившего дворянское достоинство от шведского короля Карла XI; ближайшие потомки Иоганна фон Рейтерна занимали почетные должности в Риге, а некоторые из них состояли на службе в германских государствах; так, дед Михаила Христофоровича был Саксонским камергером. Замечательная семья, к которой принадлежал Михаил Христофорович, верой и правдой служила России, как на поле брани, так и на мирном поприще общественной деятельности. Отец Р., Христофор Романович, боевой офицер, служил в русской армии, был начальником кавалерийских войск в Южной России, участвовал в Отечественной войне и умер в 1833 году в чине генерал-лейтенанта; мать Р., Екатерина Ивановна, урожденная фон Гельфрейх, осталась вдовой с 14 детьми при самых ограниченных средствах, в то время, когда Михаилу было 13 лет; она была женщина образованная, умная, необыкновенной доброты и силы воли; развитием своих способностей Р. во многом был обязан как ее руководительству, так и влиянию просвещенной среды, в которой рос. В числе его свойственников находился поэт В. А. Жуковский, женатый на Елизавете Алексеевне фон Рейтерн, двоюродной сестре Михаила Христофоровича. Первоначальное, тщательное воспитание Р. получил дома, затем подготовлялся в пансионе г. Верро и поступил в Императорский Царскосельский (теперь Александровский) Лицей, где воспринял многие благородные, истинно человечные идеи Пушкинской эпохи; образование свое он окончил здесь 19 лет от роду, награжденный за отличные успехи серебряной медалью, с чином IX класса, принадлежа к X лицейскому курсу, и к выпуску 1839 года. 5 февраля 1840 г. Р. определился на службу в Министерство Финансов, в Особенную Канцелярию по Кредитной части; пройдя в этой Канцелярии должности младшего и старшего помощника столоначальника, Р. в 1843 году перешел в Департамент Министерства Юстиции чиновником особых поручений, а в следующем году получил должность столоначальника. В 1845 году, вслед за назначением Р. чиновником особых поручений VI класса, ему было дано Министром Юстиции поручение собрать сведения о практическом применении существующих в Остзейских губерниях правил судопроизводства в судебных местах ведомства Министерства Юстиции. При командировании, в 1846 году, действ. ст. сов. Пущина для ревизии судебных мест в Таврической и Херсонской губерниях, Р. был назначен ему в помощь и находился в этой командировке около 8 месяцев. По причислении в 1848 году к Департаменту Министерства Юстиции, он исполнял обязанности товарища герольдмейстера, с заведованием первой Экспедицией Герольдий. 24 февраля 1854 г. он был назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного Морского Штаба Его Имп. Величества. Управляющим Морским Министерством был в то время великий князь Константин Николаевич; под его руководительством и благодаря участию привлеченных им выдающихся людей, Морское ведомство одно из первых вступило, после Крымской кампании, на путь административных и хозяйственных реформ; по переходе в Морское Министерство Р. сделался одним из ревностнейших сотрудников великого князя, главным образом по хозяйственной части. Тотчас по назначений, Рейтерну было предложено принять участие в трудах комитетов, работавших над составлением "Свода морских постановлений" и "Хозяйственного устава" Морского Министерства; тогда же он был сделан членом Комитета о сметах Судостроительного Департамента Министерства и назначен в помощь вице-адмиралу Меликову при ревизии дел этого Департамента; кроме того, он состоял членом Комиссии для разъяснения затруднений и жалоб по поставке пеньки на Кронштадтский канатный завод и принимал деятельное участие в образовании эмеритальной кассы Морского ведомства. В конце 1854 года Р. был произведен, за отличие по службе, в действительные статские советники, а в феврале 1855 года назначен чиновником особых поручений Морского Министерства. Вслед за тем для него наступило время служебных командировок, которые дали ему возможность ближе узнать Россию и совершить продолжительное заграничное путешествие. С окончанием Крымской войны явилась надобность в обревизовании некоторых казенных сооружений и учреждений; миссия эта частью была возложена и на Р.: по желанию великого князя Константина Николаевича, Р. был командирован, в мае 1855 года, в Архангельск, а потом в Астрахань, для осмотра казенных зданий и ревизии строительного и госпитального управлений в этих городах. Пробыв в командировке шесть месяцев, он возвратился в ноябре в Петербург, но уже через несколько дней ему было Высочайше повелено отправиться за границу "для собрания сведений к усовершенствованию счетоводства относящихся". За границей Р. оставался почти три года, сперва в Пруссии и Северо-Американских Соединенных Штатах, а затем во Франции и Англии. Ближайшей его задачей было изучение морского счетоводства; в "Морском Сборнике" за 1859 год им помещены две специальные статьи: "Счетоводство Прусского Морского ведомства" и "Материальное счетоводство Французского Морского ведомства"; кроме того, он воспользовался своим пребыванием в иностранных государствах для подробного ознакомления с их финансовым строем и, таким образом, расширил свои знания и опыт, которые ему вскоре пришлось применять в делах государственного управления. По возвращению из-за границы, в сентябре 1858 г., он был пожалован, по представлению великого князя Константина Николаевича, в статс-секретари. В декабре 1858 года Р. был назначен управляющим делами Комитета железных дорог, только что учрежденного под председательством канцлера графа К. В. Нессельроде; по желанию великого князя Константна Николаевича, он был назначен, 10 июля 1859 года, членом Совета Министерства Финансов, с оставлением в Морском Министерстве заведующим эмеритальной кассой. Как член Совета Министерства Финансов, Р. принял участие в трудах комиссии о земских банках, о реформе Государственного Банка, о преобразовании Заемного Банка в особый банк для казенных вкладов и об улучшении системы податей и сборов; кроме того, он вошел в число членов Комиссии, составлявшей проекты законоположений о преобразовании откупной системы взимания питейного налога и об учреждении акцизной системы. В 1859 году он был пожалован в тайные советники и назначен, в январе 1860 года, управляющим делами Комитета Финансов. В следующем году он вновь был командирован с поручением от Морского Министерства за границу, а по возвращении был сделан членом Финансовой по крестьянскому делу комиссии по выработке положения 19 февраля 1861 года, где содействовал разрешению вопроса о выкупе отводимых в надел крестьянам земель; в этом же году он вступил в число членов Ученого Комитета Министерства Финансов. В январе 1862 года последовало назначение Р. председателем Комиссии по пересмотру системы податей и сборов, а затем, 23 января, одновременно с увольнением А. М. Княжевича от должности Министра Финансов, Р. повелено быть Управляющим Министерством Финансов с оставлением в звании статс-секретаря.

Вступив в управление Министерством, Рейтерн вошел в состав образованной по его мысли высшей контрольной Комиссии для рассмотрения коренных начал нового устройства касс и ревизии, а также в состав Западного Комитета; 17 апреля он был награжден орденом св. Анны 1-й ст. с Императорской короной, а 6-го декабря 1862 года назначен Министром Финансов. — В то время экономическое и Финансовое положение России обнаруживало все признаки денежного и коммерческого кризиса. Это было трудное время всем известного перелома в обществе и государстве, в быте всего народа, время выступления на арену общественной жизни многих новых деятельных сил, стремлений и требований, встретившихся в борьбе с обреченными на погибель обветшавшими традициями; тогда, на обломках разрушавшихся старых финансовых порядков, в стране, стоявшей на краю хозяйственного разорения, должны были создаваться условия новой жизни, обеспечивающие государству его экономический прогресс. Недавно перед тем оконченная Крымская война истощила русские государственные финансы; вызванные ходом политических событий и ростом культурных сил России обширные внутренние преобразования требовали значительных денежных затрать; осуществление крестьянской реформы поглощало много средств, поставив, между прочим, нашу финансовую администрацию лицом к лицу с многомиллионным населением плательщиков податей, причем необходимое переустройство системы и управления обнаружило большие несовершенства; осуществляемые и намеченные преобразования требовали напряженных усилий для поднятия финансовых средств государства. Надлежало найти источник необходимых средств, надлежало освободить и дать ход самодеятельности и предприимчивости населения, ввести в практику вспомогательные учреждения, дать возможность развиваться торговле, промыслам, просвещению, чтобы извлечь из страны нужные для государственного хозяйства и управления средства. Между тем, положение было критическое и требовало решительных действий: каждый год издавна, со времен Имп. Екатерины II, заключался с дефицитами, — дефицит 1860 года достигал 17 миллионов рублей, 1861 года — 15 миллионов, 1862 года — почти 20 миллионов рублей; долги, как процентные, так и беспроцентные, возрастали постоянно и делались собственно для покрытия недостатка средств на текущие расходы, почти без всяких новых производительных затрат; при этом увеличение расходов предвиделось и в будущем; доверие к нашим финансам среди европейских капиталистов было ослаблено, кредит наш стоял низко, частный кредит отсутствовал, самодеятельность населения была чрезвычайно стеснена, в железных дорогах чувствовалась неотложная необходимость, а их в России почти вовсе не было; природные богатства страны и народные силы гибли без движения и приложения. Нужна была вся энергия Р. и верное понимание им положения дела для того, чтобы сколько-нибудь упорядочить царствовавший хаос, легкомыслие и хищничество в финансовом управлении и в отношении к государственным средствам и дать сильный толчок развитию производительных сил в стране. Откладывать введение надлежащих изменений было невозможно: для улучшения всего государственного хозяйства надо было решиться и на огромные затраты, и на соблюдение строгой бережливости, надо было вызвать доверие в общественных элементах и заручиться их продуктивной деятельностью посредством открытия путей для нее; надо было обладать идеей и планом экономического устройства государства, мужеством и выдержкой в преследовании целей, политическим тактом, практическими знаниями и большой трудоспособностью. Всеми этими данными отличался Р. и его способ управления. Важная государственная заслуга Р. заключалась в том, что, приступая к выполнению возложенных на него задач, он обратил главное внимание на развитие производительных сил страны и употребил усилия на устранение препятствий к развитию народных богатств, которые коренились в общем экономическом строе русской жизни; Р. верно понял, что ему надо в своей сфере бороться с недостатком предприимчивости у общества и народа, с отсутствием кредита и с громадностью расстояний между различными областями государства, не связанными соответственными, удобными и общедоступными путями сообщения. Некоторые шаги в направлении прогрессивных реформ по финансовому ведомству, сопровождаемые не только установлением известных теоретических взглядов на русские финансовые задачи и внутреннюю финансовую политику, но и практическими результатами, были сделаны еще до занятия Р. министерского поста. Начала преобразований в отношении финансовой администрации заключались в постепенном и все большем допущении гласности в делах, в установлении однообразного порядка составления государственной росписи, в единстве кассы и в организации самостоятельного контроля, "по документам и на самом месте, всех операций, и денежных и материальных, всех, без изъятия, отраслей Государственного управления". В 1861 году, между прочим, предшественник Р., A. M. Княжевич, представил государю всеподданнейшую записку, где высказал, что при рассмотрении предположений Комиссии о преобразовании системы прямых податей, касающихся всех классов народа и тесно связанных со всеми условиями экономического его быта, желательно участие не только представителей администрации, но и "лиц, принадлежащих к тем сословиям, которые отбывают означенные повинности, а потому наиболее способны судить о лучшем способе их распределения и взимания". В декабре же 1861 года, по представлению того же министра, Комитет Финансов обсуждал вопрос об опубликовании росписи и полагал публиковать краткую табель доходам и расходам, предоставив усмотрению Министерства Финансов необходимые объяснения доводить до общего сведения в повременных изданиях. Предположение это, вносившее совершенно новое начало гласности в распорядки Финансовых управлений — обнародование государственных росписей, до тех пор считавшихся почти государственной тайной, было Высоч. утверждено 1 января 1862 года. За границей эта мера, т. е. разрешение опубликования бюджета, встречена была с живым участием и одобрением; ввести ее в практику выпало на долю Р. в первый же год его управления Министерством. Выработанные после 3-летних трудов специальной комиссии "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений", по обсуждении их в Государственном Совете, были Высочайше утверждены 22 мая 1862 года. Специальной же комиссией, кроме того, были составлены новые формы смет. Новая система основывалась на трех главных положениях: а) государственная роспись представляет исчисление всех доходов и расходов государства, за исключением лишь имеющих специальное назначение и сумм, не принадлежащих Государственному Казначейству; б) все государственные доходы сосредоточиваются и кассах Министерства Финансов; в) поверка доходов и расходов производится по подлинным документам особыми независимыми органами. Таким образом, появился закон о полном преобразовании сметной и кассовой частей; сметными правилами было подтверждено и обнародование государственной росписи; рассмотрение финансовых смет возложено на Департамент Государственной Экономии. Прилагая свой труд и знания к делу введения единства кассы и упорядочения составления росписей государственных доходов и расходов на первых порах своей деятельности, Р. встретил в этом деле единомышленника и пособника в лице В. А. Татаринова, председателя специальной Комиссии по разработке коренных начал преобразования государственной отчетности и их практическом осуществлении, ставшего вскоре во главе преобразованного Государственного Контроля. Введение нового порядка составления росписей государственных доходов и расходов, а также упорядочение кассового устройства и ревизионного дела благотворно повлияли на развитие нашего государственного хозяйства; в том же направлении действовали экономические и финансовые меры, принятые Р. в последующее время. В начале того же периода, обильного коренными реформами в нашей государственной жизни, Р. принимал непосредственное участие в устройстве выкупной операции, являвшейся краеугольным камнем освободительного акта с его материальной, или финансовой стороны. Нужно, однако, заметить, что выкупные платежи по ссуде правительства за счет крестьян, возмещавшей помещикам отошедшие от них, в надел крестьянам, земли, поступали от жителей в первые же годы не вполне успешно и не достигали оклада; вскоре уже (в 1867 году) было предоставлено губернаторам, в случае накопления недоимки свыше полугодового оклада, принимать через полицию меры взыскания; но министр финансов мог входить с представлением о льготах, — отсрочке, рассрочке и сложении части недоимок, — производились исследования, выяснялось соотношение между высотой выкупных платежей и доходностью наделов. К числу многих мероприятий того же начального времени управления Р. должны быть отнесены: проведение в жизнь питейной реформы и постепенной введение акциза. Вообще, вся деятельность Министерства Финансов по части косвенного обложения в царствование Имп. Александра II представляет ту особенность, что система откупов утрачивает свое значение, а обложение питей, табака и сахара основываются окончательно в порядке акциза; постепенно в системах акцизного обложения делались существенные улучшения и подготовлялись реформы, направленные к наибольшему усовершенствованию этих систем. Тотчас же Р. были предприняты меры по расширению и облегчению частного кредита, а также торговли и промыслов; с отменой подушной подати с мещан введен был налог на городские недвижимые имущества, проектируются новые налоги, преобразуются старые; возбуждается вечный вопрос об экономии, о сокращении расходов, — предмет постоянной заботы и борьбы Р.; поднимается и растет железнодорожное дело; выдвигается вопрос о более равномерном и справедливом распределении налогов между сословиями; наступает небывалое развитие промышленности. И наряду со всем этим — усиление обложений, биржевая игра, разорительное концессионерство, увеличение государственной задолженности, — зависевшие от ошибок в сфере финансовой политики и от крупных политических событий (восстание в Польше, война), нарушавших правильность развития государственной жизни и вносивших неблагоприятные осложнения в дело устройства русских финансов. Взятая же в целом деятельность Р. по управлению финансовым ведомством, продолжавшаяся свыше 16 лет, ознаменовалась рядом мероприятий, направленных к поднятию народного благосостояния и к улучшению государственного хозяйства. — Проекты некоторых имеющих государственное значение мер, прославивших Р. и осуществленных на практике во время его управления Министерством, были выработаны при участии Р. еще до назначения его министром. Государственный Совет в 1860 году признал, с Высоч. утверждения, что с 1 января 1863 года должна быть введена в России одна общая, чисто акцизная система взимания питейных сборов, и предоставил Министерству Финансов составить подробный проект о прекращении откупов и установлении акциза. Составленное при участии Р. "Положение о питейном сборе", уничтожавшее систему винных откупов, было Высоч. утверждено 11 июля 1861 года. В тот же день был издан и новый указ об акцизе с табака. С того же 1861 года стали возникать в России частные кредитные учреждения, взаимные и акционерные, развитие деятельности которых во всевозможных видах все время затем находилось под особым покровительством Министерства Финансов; первым из них было учреждено "Первое С.-Петербургское городское кредитное общество".

Вступив в управление Министерством Финансов, Р. составил в марте 1862 г. предварительные соображения Р. доходах и расходах на 1863 год и раньше, чем внести свой доклад в Комитет Финансов, представил его на Высоч. рассмотрение; по исчислению Р. дефицит в 1863 году мог достичь 50 миллионов руб., не считая ожидаемых крупных расходов на осуществление готовившихся преобразований и предположений (устройство университетов, гимназий, преобразование полиции, губернских учреждений, судебной части, улучшение путей сообщения и т. д.); кроме проектировавшихся значительных сокращений в расходах, главным образом, по военным ведомствам, Р. полагал установить новые налоги, преобразовать соляной налог, увеличить существующие налоги (подушный налог с сельских обывателей и был затем увеличен на 25%); при последовавшем обсуждении проектов Р., особенно по вопросу об экономии, выдвинулся статс-секретарь Валуев с особым — одобренным Государем — мнением, где указывалась необходимость мер к ободрению, поощрению и развитию производительных сил государства и выражалась уверенность в подъеме материального благосостояния страны и ее творческих способностях.

Упорядочивая и сокращая, сколько возможно, непроизводительные расходы и вызывавшиеся ими государственные займы, Р. организовал в России частный кредит в форме акционерных и общественных банков; при нем же начинается развитие учреждений мелкого кредита и образуются ссудно-сберегательные товарищества. В десятилетие с 1862 по 1872 год Министерство Финансов разработало и представило к надлежащему утверждению несколько законопроектов общего характера, относящихся до частных и общественных кредитных учреждений: 6 февраля 1862 года издано Положение о городских общественных банках, 17 мая 1871 года — о порядке учреждения кредитных учреждений земствами, 31 мая 1872 года — общие правила о порядке учреждения кредитных установлений, частных и общественных вообще. 3 декабря 1862 года утверждены были предложения Р. (также и Валуева), высказывавшиеся против ходатайства русских заводчиков об ограничении ввоза заграничного железа и стеснении иностранного соперничества повышением таможенных пошлин, — Р. решительно высказался против этой меры, считая, что она явилась бы "в прямой ущерб государству и потребителям". Взамен прежней регалии, в 1862 году была применена акцизная система к соли, причем соль вздорожала, а доход казны увеличился. 16 декабря того же 1862 года стал действовать новый Устав сберегательных касс. Технологический Институт преобразован в чисто специальное высшее учебное заведение. 17 декабря 1862 года Высоч. утвержден внесенный Р. проект Положения об устройстве горнозаводских сельских обществ.

Вслед за производимыми по финансовому ведомству реформами и ликвидацией старых кредитных учреждений, особенно настоятельной потребностью представлялось преобразование нашей денежной системы и упрочение валюты; огромные выпуски кредитных билетов по случаю Крымской войны совершенно вытеснили из обращения звонкую монету, — бумажные деньги не разменивались, понизились в цене и подвергались постоянно новым колебаниям, вредно отражавшимся на всей торгово-промышленной жизни, для которой в других отношениях подготовлялся простор. По назначении Р. управляющим Министерством Финансов опять, как и при его предшественниках, был возбужден вопрос об открытии свободного размена бумажных денег, и Р. ранее других финансовых мероприятий поставил на очередь упорядочение нашей денежной системы,— сделана была известная, кончившаяся неудачей, попытка установления размена посредством сокращения беспроцентного государственного долга путем выкупа кредитных билетов на средства особого процентного займа: 14 апреля 1862 года заключен был заем в сумме 15 млн. Фунтов стерлингов (по курсу 1 ф. ст. = 6 руб. 40 коп.), т. е. свыше 94 млн. руб.; но на усиление разменного фонда было обращено всего 40 млн. руб., — сумма совершенно недостаточная для предположенной цели. Предпринятая попытка произвести реформу денежного обращения сопровождалась полным неуспехом и доставила казне большие потери вследствие нескольких причин — внешних, в виде, главным образом, политических событий, и внутренних, принадлежащих и заключающихся в самом проекте: так как постепенно понижающиеся цены, по которым Госуд. Банк продавал и покупал золото (полуимпериалы), были объявляемы заранее, то в начале было выгодно вносить в Банк золото, а также и серебро, требуя в обмен кредитные билеты, с тем, чтобы затем эти же билеты через известный промежуток времени предъявлять тому же Банку к размену на золото и серебро по повысившимся для билетов и, наоборот, понизившимся для золота ценам, — этим, именно, приемом воспользовались спекулянты к невыгоде Банка или казны; с другой стороны, политические обстоятельства осложнились: произошло польское восстание; вновь были выпущены в огромном количестве кредитные билеты, денежный фонд истощался расходами, сделан был новый заем в 6 млн. фунтов стерл., вывоз понизился, ввоз возрос, возросло требование на золото, вексельный курс стал падать. В ноябре 1863 года на Петербургской бирже произошло небывалое смятение, русские фонды потерпели страшное падение на иностранных рынках. Р. не оставалось ничего другого, как представить о прекращении размена: журнал Комитета финансов об этом был Высоч. утвержден 5 ноября 1863 года; кроме того, Государственному Банку было предоставлено при настоятельной необходимости производить, в подкрепление касс, временные выпуски кредитных билетов, не выше 15 млн. рублей каждый выпуск, и с тем, чтобы при первой возможности билеты изымались из обращения. Так закончилась эта неудачная попытка восстановления размена кредитных билетов, весьма отяготившая финансовые учреждения и воспоминание о которой долго служило препятствием для возникновения в ведомстве серьезных проектов денежной реформы.

На 1862 год доходы были исчислены в 310⅔ млн. руб., а расходы в 335⅓ млн. руб., но, кроме того, сверх росписи, было предположено расходов на 110 млн. pуб. Обращение кредитных билетов в то время составляло почти 700 млн. руб. По действительному исполнению росписи 1862 г. по обыкновенным доходам и расходам оказался дефицит в 11¼ млн. руб. с лишком. Курс кредитного рубля не был, однако, так низок, как случалось позднее: за 100 франков платили всего 27 руб.

В 1863 году были совершены некоторые из прославивших Р. податные преобразования: земское и городское хозяйство основано было на имущественном, а не на подушном обложении, — подушная подать с мещан была отменена, и вместо того введен налог на недвижимые имущества в городах, посадах и местечках; для пересмотра системы податей и сборов образована была особая комиссия. Вообще, Р. много занимался вопросом о преобразовании подушной подати и с крестьян, а также о мерах, которые облегчили бы слишком обремененную часть крестьянского сословия. В том же 1863 году Р. представил Государственному Совету об окончательном отнесении всех государственных земских расходов на счет казны и о покрытии их из общих ее средств, с надлежащим преобразованием системы существовавших налогов и сборов, с целью обеспечить казне возможность удовлетворения означенных расходов и для правильного распределения податей между сословиями; однако же, осуществление и даже подробное рассмотрение этого и позднейших подобных предположений замедлялось и откладывалось вследствие различных причин (как, напр., война с Турцией в конце 1870-х годов). Высочайше утверждены были знаменитые, выработанные с участием Министерства, Правила о земских повинностях, коренным образом преобразовавшие строй земских повинностей в губерниях, где вводились земские учреждения, — изменялось самое понятие о земских повинностях, так как закон предоставлял усмотрению земских учреждений вносить в сметы и такие расходы, которые не упомянуты, как обязательные, но производство которых признается самим Земством необходимым и полезным. В том же 1863 году издано "Положение о пошлинах за право торговли и промыслов", проект которого был внесен Р. в Государственный Совет и Высоч. утвержден; "Положение" значительно обложило мелкую торговлю; оно подвергалось затем изменениям, (в 1868 году распространено и на Царство Польское, а в 1870-х годах обложение торговли и промыслов, вообще, было усилено). Издан преобразованный Устав о сахарном акцизе (в 1867 году акциз был увеличен до 50 коп. с пуда, а в 1870 году доведен до 70 коп.). На местах в это время все акцизы постепенно объединялись в ведении совершенно самостоятельных органов финансового управления. Образован в Министерстве Горный Департамент. В 1863 и 1864 годах были отменены почти все вывозные пошлины, — казна потеряла при этом свыше миллиона рублей, заграничная же наша торговля выиграла. К развитию нашей фабрично-заводской промышленности начинают направляться все таможенно-тарифные мероприятия Министерства финансов. Расширен льготный провоз земледельческих орудий; уменьшаются морские пошлины, сухопутные оставляются пониженными, для устранения всякого повода к усилению контрабанды. Чтобы удешевить выделку наших мануфактурных произведений, снимается пошлина, с хлопка. В 1867 году изданы правила о правах французских акционерных товариществ и обществ (затем, уже в 1866 и 1867 годах, были изданы правила для Бельгии, Италии и Австрии). 9 апреля 1863 года был утвержден Устав первого учреждения для краткосрочного кредита — Первого С.-Петербургского.

В 1864 году Р. был пожалован орденом св. Владимира 2-й степени. К этому году осуществляется разделение ведомства окладных и неокладных сборов. С 1 января фактически было введено единство кассы доходной и расходной: кассы Министерства финансов соединили в себе все поступления государственных доходов и стали производить государственные расходы непосредственно. Такое единство кассы началось с Петербурга и постепенно, к 1866 году, было введено во всех местностях России (за исключением Закавказского края). К 1864 году относится, в связи с крестьянской реформой, возникновение нового центрального установления Министерства финансов — Главного Выкупного Учреждения, т. е. С.-Петербургской Сохранной Казны. Частичные реформы в устройстве финансового управления совершались за это время постоянно. 28 июля 1864 года утвержден был Устав первого акционерного коммерческого банка в России — С.-Петербургского частного коммерческого банка; в то время частного кредита почти не существовало, и дело казалось столь рискованным, что банк просил у правительства миллионной беспроцентной ссуды. Но Р. оказывал поддержку делу организации частного кредита, правительство покровительствовало возникновению акционерных банков, и коммерческие учреждения стали быстро создаваться: с 1864 по 1873 год был учрежден 31 акционерный коммерческий банк, а в 1871—1873 годах 11 акционерных земельных банков. Устав первого земского банка, в Херсоне, был утвержден в 1864 году. 24 августа 1864 года были Высоч. утверждены предложенные Р. формы финансового отчета.

Низкий сначала акциз на спирт, при котором пьянство увеличилось, был повышен в 1864 году на 25%. Состоялось изменение гербового сбора, устав о котором изменялся и в последующие годы (1873, 1874). Почти все таможенные пошлины и разные сборы с товаров, вывозимых из России по европейской границе, были отменены; все вообще пошлины значительно понижены для облегчения сбыта русским произведениям. Утверждено положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели. Исполнение росписи за 1864 год дало в результате дефицит в 90 млн. руб. Польское восстание и война на Кавказе сильно влияли на финансовое состояние государства. 5%-ные и 6%-ные наши займы опускались до 60 и 80. Пришлось прибегнуть в первый раз в России к внутреннему кредиту: 13 ноября был выпущен 5%-ный с выигрышами заем — однако он не был весь покрыт при подписке и часть его принужден был принять Государственный Банк. Утвержденный в 1863 году проект "Положения о торговых и промысловых пошлинах", ввиду встретившихся неудобств и недомолвок, был переработан, внесен в Государственной Совет в 1864 году и Высоч. утвержден 9 февраля 1865 года; затем, позднее, "Положение" подвергалось дополнениям и изменениям по мере развития в стране торгово-промышленных оборотов и возрастания потребностей государственного казначейства. В 1865 г. Р. награжден был орденом Белого Орла. С 1865 года учреждены временные штаты таможенных учреждений (с 1869 года— постоянные). В 1865 году Министерству финансов предоставлено объединить обложение табака в Империи и Царстве Польском; заведование сахарным акцизом окончательно передано Департаменту неокладных сборов Министерства финансов; к следующему году реорганизованы были меры наблюдения за добыванием соли и взиманием акциза, — соляные правления, стража и команда были упразднены. Р. внес в Государственной Совет представление, Высоч. утвержденное 31 мая, об отмене пошлин и карантинных сборов с отпускных товаров по всей азиатской границе. В этом и следующем году предоставлены льготы по торговле кяхтинским (сухопутным) чаем. Пересмотрены трактаты и заключен договор о торговле и мореплавании с Италией, на началах наибольшего благоприятствования. Между тем, неотложная потребность России в железных дорогах назрела окончательно, но исполнять заказы, сопряженные с железнодорожным строительством, в России было некому; также немыслимо было принять расходы на счет государства, потому что постройка главной предположенной сети за 12 лет увеличила бы государственный долг на 1½ миллиарда рублей; нельзя было, поэтому, не остановиться в 1865 году на предложенном П. Г. фон Дервизом и А. И. Колеминым проекте постройки железных дорог концессионным порядком на гарантированные правительством облигации. Капитал на постройку Рязанско-Козловской жел. дор. был реализован в облигациях, выпущенных в талерах и помещенных преимущественно в Германии у мелких капиталистов. Р. ожидал, что постройка железных дорог усилит промышленную производительность в России, что и оправдалось в действительности. Хотя железнодорожные концессии и беспрерывный выпуск облигаций нанесли ущерб нашему кредиту и вовлекли казну в большие затраты на образование специального железнодорожного капитала и на уплату гарантий по акционерным капиталам, тем не менее, расчет Р. на поднятие производительных сил страны и бюджетных доходов с постройкой железных дорог оправдался, главным образом, в том смысле, что дороги дали громадный толчок хлебному отпуску, расширили сбыт мануфактурных изделий и создали для народонаселения новые заработки. 14 февраля 1866 года был выпущен второй внутренний 5%-ный с выигрышами заем. В то же время, ввиду затруднительного положения финансов государства (дефицит 1865 года составил — 54 млн. руб.), Р. обратил энергичное внимание на экономию в расходах и стремился к сокращению сверхштатных ассигнований (постепенно, благодаря ему, и понизившихся с 35 до 15 и 9 млн. руб.).

В сентябре 1866 года Р. представил Государю доклад о финансовом н экономическом положений государства и о мерах к улучшению этого положения: в переходное время реформ — крестьянской и судебной, глубоко изменивших общественную жизнь России, нельзя было, по мнению Р., рассчитывать на скорое и совершенное улучшение финансов страны; надлежало, поэтому, во избежание затруднений, снова усилить налоги и, отказавшись не только от всякого излишества, но даже от многого необходимого, значительно сократить расходы; Р. полагал, что необходимые, по его исчислению, для покрытия предстоявших в 1867—69 годах дефицитов 45 млн. руб. могли быть получены посредством внешнего займа, но затем все средства кредита, преимущественно внутреннего, надлежало обратить на самую производительную из всех потребностей — сооружение железных дорог, которое является положительно важнейшей для будущности России задачей правительства. Р. испросил Высоч. соизволение на то, чтобы "впредь, до времени, не допускать никаких сверхсметных расходов, кроме вызываемых чрезвычайными обстоятельствами, уменьшить некоторые расходы по Морскому и Военному ведомству, обязать Комитет финансов представить Государю перед заключением росписи о всевозможном сокращении всех вообще расходов". Представленный Р. доклад обсуждался в Комитете финансов, в Высоч. присутствии, 29 сентября 1866 года. По вопросу об улучшении бюджета пришли к следующим заключениям: а) при существующих обстоятельствах нельзя избегнуть увеличения налогов; приращение поступлений могут дать — подушная подать, доход с сахара и доходы с государственных имуществ; б) необходимо обратиться к усиленному сокращению расходов, обсудив это дело в присутствии Его Величества в Совете Министров; в) для того, чтобы положить предел ежегодно увеличивавшимся в поразительных размерах сверхсметным расходам, надлежит обращать на кредит в 4 млн. руб. (на чрезвычайные по государству издержки) лишь расходы действительно чрезвычайные, не имеющие ничего общего с обыкновенными, и не иначе, как по всеподданнейшим докладам Министра финансов; остальные же сверхсметные кредиты без всякого исключения испрашивать через Государственный Совет и относить их на счет действительных остатков от заключенных смет. Об этих ограничениях сверхсметных расходов было тогда же объявлено всем Министрам и Главноуправляющим. Законом 23 мая 1866 го



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте