Техника. Современная энциклопедия

рельсы

ре́льсы

Стальные балки специального профиля (с выпуклой, округлённой головкой, иногда с жёлобом, и с плоской подошвой для опоры на шпалы); один из основных элементов железнодорожного пути. Два параллельно расположенных рельса образуют рельсовый путь, по которому перемещается подвижной состав (локомотивы, вагоны, трамваи). Рельсам из металла предшествовали деревянные лежни, которые укладывали в путь ещё в Средние века. Чтобы поверхность лежней не изнашивалась быстро, их обивали листовым железом. Позже, чтобы избежать соскальзывания колеса, по середине рельса стали делать продольное углубление (канавку). Такая канавка существует и поныне в трамвайных рельсах. После того как английский изобретатель Джессоп снабдил колесо гребнем – ребордой, стали применять рельсы с головкой: колесо с ребордой не могло катиться ни по какому другому пути.

Чугунные рельсы впервые появились в Англии в 1767 г.

В России первые чугунные рельсы были изготовлены в 1788 г. на Александровском заводе в Петрозаводске. Во 2-й пол. 19 в. на Путиловском и других заводах стали выпускать стальные катаные рельсы. Современные стальные рельсы имеют стандартные профили и стандартную длину. В России выпускаются рельсы четырёх типов (для железнодорожных путей с различной грузонапряжённостью) стандартной длиной 25 м. Для трамвайных путей изготовляют желобчатые рельсы длиной 15–18 м, которые при укладке обычно сваривают. Облегчённые рельсы, иногда специального профиля, предназначены для рудничного транспорта, подкрановых путей, поворотных конструкций и т. п.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте