Новая философская энциклопедия

РОЗЕНЦВЕЙГ

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (25 декабря 1886, Кассель –12 декабря 1929, Франкфурт-на-Майне) – религиозный мыслитель экзистенциального направления, переводчик. Основные интересы: философия иудаизма и языка. В 1905–14 преподает в различных университетах. В 1912 защищает под руководством Ф.Мейнеке [МЕЙНЕКЕ]диссертацию. До 1918 – служит в частях регулярных войск. В 20-х гт. под влиянием Г.Когена [КОГЕН], О. Розенштока-Хюсси и М.Бубера [БУБЕР]Розенцвейг сосредоточивается на философском осмыслении иудаизма и практической религиозной деятельности. Становится одним из основателей (17 октября 1920) «Свободного еврейского учебного дома» (Freies judisches Lehrhaus).

Религиозно-философские идеи Розенцвейг излагает в своем главном сочинении – «Звезда спасения» (Stern der Erlösung, 1920). Он считает, что три элемента, являющиеся постоянной темой его размышлений – Бог, мир и человек – впервые были открыты и поняты в качестве фундаментальных элементов мира язычеством. Языческая культура осознала также, по мнению Розенцвейга, что эти три элемента образуют динамическое единство. Бог и люди были некогда совершенно оторваны друг от друга. «Восстановить», воспроизвести это единство мы можем благодаря рассказу (Erzählung), а не благодаря конструированию их нового единства мышлением.

Поскольку откровение – источник веры, а в этом смысле – также и близости и удаленности, то оказывается возможным толковать откровение как исток не только пространства, но и временности. Если человек знает, что благодаря откровению мир рождается каждый день заново – он живет. Язык этого откровения есть диалог. (То, что мы не знаем Бога, значит, что Богу присуще «Да». То, что, несмотря на это, мы все равно не знаем Бога, значит, что Богу присуще и «Нет». «Да» и «Нет» – присущи Богу и человеку.) Диалог – основа спасения (Erlösung), и является «снятием» (Auflösung) напряжения между Богом и творением. Три первых элемента (потенции) – Бог, мир и человек, а также три «этапа» «космической истории» – творение, откровение, спасение Розенцвейг видит объединенными в сионской звезде:

Многие мотивы роднят философию Розенцвейга с размышлениями его современников: Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР], Левинаса и др. Однако в отличие от Хайдеггера Розенцвейг настаивает на единстве теологии и философии. От других же мыслителей (напр., Левинаса, для которого теология также есть прежде всего иудаизм) Розенцвейга отличает то, что теология в этой связке занимает первое место.

Сочинения:

1. Kleinere Schriften. В., 1937;

2. Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus. Hdlb., 1917;

3. Hegel und der Staat. Münch., 1920;

4. Der Stern der Erlösung. 1920, 3 Aufl., 1954.

Литература:

1. The Philosophy of Franz Rosenzweig (Conference Proceedings, Hanover, USA). 1976.

И.А.Михайлов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте