Музыкальная энциклопедия

Руссо Ж. Ж.

(Rousseau) Жан Жак (28 VI 1712, Женева — 2 VII 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — франц. философ, писатель, композитор и муз. деятель. Сын часовщика. Спец. муз. образования не получил. Муз. вкусы Р. сложились под влиянием музыки, к-рую он слушал во Франции, а также в Италии (в 1743-44 был секретарём франц. посла в Венеции). Пел в церк. хоре, дирижировал домашними концертами в салоне любительницы музыки, пробовал сочинять музыку (балет "Галантные музы"- "Les muses galantes", 1747). P. предложил реформу нотации (перевод на цифровую систему), опубликовав "Диссертацию о современной музыке" ("Dissertation sur la musique moderne", P., 1743). Важнейшим стимулом активизации муз. деятельности Р. была т. н. "война буффонов" в 50-х гг. 18 в. в Париже. Р. решительно встал на сторону "буффонистов", выпустив неск. острополемич. памфлетов, направленных против условностей франц. придв. т-ра.

Передовой эстетик, Р. разделял позиции франц. просветителей — Д. Дидро, М. Гримма, Ж. Д Адамбера. В дальнейшем Р. сблизился с энциклопедистами. С 1765 вёл муз. отдел в издававшейся ими "Энциклопедии, или Толковом словаре наук..." ("Encyclopйdie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et mйtiers"). Развивал в своих статьях идеи о выразительности музыки, о примате в ней мелодии, к-рая, по его мнению, естественно возникает в истории человечества вместе с речью. В 1764 он закончил собств. "Музыкальный словарь" ("Dictionnaire de musique", P., 1768).

P. написал первую франц. комич. оперу "Деревенский колдун" ("Le devin du village", 1752, ему принадлежит и либр.). Внешним образцом для Р. была итал. опера-буффа с её динамич. музыкой и речитативами secco, но Р. следовал франц. куплетной песне нар.-бытового характера и создал очень простое, ясное по эстетич. устремлению произв. подлинно франц. иск-ва. Опера имела длит. успех и проложила путь новому оперному жанру во Франции. Р. создал также новый муз.-театр. жанр — мелодраму, где вок. партия заменена декламацией, а сопровождающая её инстр. музыка тонко передаёт движения чувства и действие (с 1762 Р. работал над лирич. сценами "Пигмалион"; музыка Р. сохранилась лишь в отрывках, исп. в 1770 с текстом Р. и музыкой О. Куанье). Оба сценич. произв. Р. пользовались большой популярностью, оказали значит. влияние на современников и нашли продолжателей в разл. странах Европы. Однако неизмеримо шире эстетич. воздействие Р. на муз. иск-во 18 в. и последующего времени. Как эстетик и философ, утверждающий силу естеств. чувств не испорченного цивилизацией человека, Р. способствовал развитию сентиментализма и раннего романтизма в лит-ре и иск-ве. Руссоистские идеи не были чужды и рус. музыке кон. 18 в. Муз.-эстетич. взгляды Р., мысли о совр. ему музыке нашли отражение и в его художеств. произведениях, особенно в романе "Юлия, или Новая Элоиза" ("Julie ou la Nouvelle Hйloпse", 1761). После смерти Р. был опубл. сб. его романсов "Утешения в несчастье моей жизни" ("Les consolations des misиres de ma vie", 1781).

Сочинения: Lettre а M. Grimm, au sujet des remarques ajoutйes а sa lettre sur Omphale, (P.), 1752; Lettre sur la musique franзaise, (P.), 1753 (рус. пер.- Письма о французской музыке, Собр. соч., т. 1, М., 1961); Lettre d'un symphoniste de l'Acadйmie royale de musique а ses camarades de l'orchestre, P., 1753 (рус. пер.- Письмо оркестранта Королевской музыкальной академии товарищам по оркестру, Собр. соч., т. 1, М., 1961).

Литература: Maркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Jansen A., Jean-Jacques Rousseau als Musiker, В., 1884, Istel E., Jean-Jacques Rousseau als Komponist seiner lyrischen Scene "Pygmalion", Lpz., 1901; Rougin A., Jean-Jacques Rousseau, musicien, P., 1901; Tiersot J., Jean-Jacques Rousseau, P., 1912; Rосhon A., Jean-Jacques Rousseau; musicien et la critique, Montreux, 1940; Mooser A., Pygmalion et le Devin du Village en Russie au XVIII-e siиcle, Gen., 1946; Whittall A., Rousseau and the scope of opera, "ML", 1964, v. 45, No 4.

Т. H. Соловьева.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте