Большая советская энциклопедия

Самонаблюдение

Самонаблюде́ние

Наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта — Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологической» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер).

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы (См. Вюрцбургская школа). Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология), утверждавшей, что целое не складывается из суммы «элементов», которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те «первоэлементы», к которым сводилось в «аналитической интроспекции» наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные «части» как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитическую» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

Лит.: Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. — Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164—184; Eisler R., Wörterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, «The American Journal of Psychology», 1912, v. 23, № 4; Boring E. G., A history of introspection, «Psychological Bulletin», 1953, v. 50, № 3.

А. А. Пузырей.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте