Советская историческая энциклопедия

ЩАПОВ

Афанасий Прокофьевич (1830-1876) — рус. историк и публицист, представитель передовой разночинной интеллигенции 60-х гг.; первый пропагандист в Сибири "Капитала" К. Маркса. Род. в с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. в семье пономаря и бурят. крестьянки. Окончил в Иркутске бурсу и духовную семинарию, а также Казанскую духовную академию (1856) со степенью бакалавра. Преподавал рус. историю в Казанской духовной академии (1856-1860) и в Казанском ун-те (1860-61). В апр. 1861 на панихиде по жертвам расстрела в с. Бездна (см. Бездненское выступление 1861) произнес революц. речь, к-рая распространялась в рукописных списках (впервые опубл. в "Красном Архиве", 1923, No 4). За это выступление Щ. был арестован, после многомесячного следствия отстранен от преподавания и определен чиновником по раскольничьим делам в мин-во внутр. дел. В Петербурге (1861-64) сблизился с кругом Н. Г. Чернышевского, занимался науч. и публицистич. деятельностью (сотрудничал в "Современнике", "Русском слове" и "Реке"; установил связи с издателями "Колокола", с сиб. орг-циями первой "Земли и воли"). В 1861 написал стихотворную прокламацию "К Сибири", ставшую программой прогрессивного в 60-х гг. областничества. В 1864 Щ., как "неблагонамеренный", был сослан на родину (с. Анга). Переведенный вскоре в Иркутск, занялся изучением нар. жизни (экспедиция в Туруханский край в 1866 и др.) и истории Сибири. Умер в Иркутске в положении поднадзорного. В работах Щ. много места уделено истории раскола, к-рый он оценивал как нар. движение протеста против социального гнета. Обосновывая "земско-областную теорию", Щ. считал необходимым преобразование гос. строя России на основе развития местного демократич. самоуправления; требовал широкого просвещения народа. Исследования Ш. основывались на его убеждении, что "главный фактор в истории есть сам народ" и что "сущность и содержание истории есть жизнь народная". В работах, написанных в ссылке, Щ. предпринял попытку исследования ист. судеб рус. народа с помощью естественнонауч. метода ("Социально-педагогич. условия умственного развития рус. народа", "Естественно-психологич. условия умственного и социального развития рус. народа", "Физическое и антропологич. миросозерцание и социальное развитие рус. об-ва" и др.). Но он не избежал преувеличения роли географич. среды, антропологич. и физиологич. факторов в ист. процессе. Полагая, что ослабить влияние сил природы на ход истории может только наука, Щ. приходил к выводу, будто гл. фактор в истории человечества есть "разум, обращенный к изучению природы, творящий открытия в области естествознания и в сфере умственной и материальной цивилизации". Этот вывод разрушал все попытки Щ. применить естественнонауч. материалы к изучению истории. Поборник братства народов, Щ. в качестве видного деятеля Географич. об-ва исследовал проблемы взаимоотношений рус. и бурят, населения в Сибири.

=====

Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ, 1906-1908; Собр. соч., Дополнительный том к изданию 1906-1908 гг., Иркутск, 1937; Неизд. сочинения, "Изв. об-ва археологии, истории и этнографии ПРИ Казанском ун-те", т. 33, в. 2-3, Каз., 1926; А. П. Щапов в Иркутске. (Неизд. мат-лы), Иркутск, 1938.

=====

Лит.. Аристов Н. Я., А. Л. Щапов. (Жизнь и соч.), СПВ, 1883; Кабанов П. И., Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова, M., 1954; История ист. науки в СССР. Дооктябрьский период, Библиография, М., 1965; (Козьмин Б. П.), А. П. Щапов — историк-демократ, в кн.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

=====

Ю. Д. Марголис. Ленинград.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте