Музыкальная энциклопедия

Септаккорд

Четырёхзвучие, в осн. виде к-рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к-рая, вместе с трезвучием, входящим в состав С., определяет его вид.

Различаются следующие С.: большой мажорный, состоящий из мажорного трезвучия с большой септимой, малый мажорный — из мажорного трезвучия с малой септимой, малый минорный — из минорного трезвучия с малой септимой, малый вводный — из уменьшенного трезвучия с малой септимой, уменьшенный вводный — из уменьшенного трезвучия с уменьшенной септимой; септаккорды с увеличенной квинтой — большой минорный, состоящий из минорного трезвучия с большой септимой, и С. из увеличенного трезвучия с большой септимой. Наиболее употребительными С. являются: доминантсептаккорд (малый мажорный), обозначается V7 или D7, строится на V ст. мажора и гармонич. минора; малый вводный (м. VII7) — на VII ст. натурального мажора; уменьшенный вводный (ум. VII7) — на VII ст. гармонич. мажора и гармонич. минора; субдоминантовый С. — на II ст. натурального мажора (малый минорный, м. м. II7 или II7), на II ст. гармонич. мажора и обоих видов минора (малый с уменьшенным трезвучием, или малый вводный С. — м. в. II7). С. имеет три обращения: первое — квинтсекстаккорд () с торцовым тоном в нижнем голосе, второе — терцквартаккорд () с квинтовым тоном в нижнем голосе, третье — секундаккорд (2) с септимой в нижнем голосе. Наиболее употребительны обращения доминантсептаккорда и квинтсекстаккорд субдоминантсептаккорда (II7). См. Аккорд, Обращение аккорда.

В. А. Вахромеев.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте