Мифологическая энциклопедия

СЕРАФИМЫ

(еврейск. œ`SUP`e[[/SUP]]râphîm, «огненные», «пламенеющие», от корня œrp со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»)

в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближенные к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в ветхозаветной Книге пророка Исайи (Ис. 6, 2-З): «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...». Один из С. очищает уста пророка, коснувшись их горящим углем, который он берет клещами с жертвенника, и этим приготовляет его к служению (6, 6-7). Этот образ составил один из распространенных сюжетов христианской иконографии. В русской литературе сюжет использован в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк».Подобно херувимам, С. отражают древнейшие ближневосточные представления о крылатых сверхъестественных существах с охранительными функциями. Этимологическая связь С. (в их близости богу) с огнем, пыланием осложняется их ассоциацией со змеями, также, в свою очередь, многообразно связываемыми с огнем и обозначаемыми (Чис. 21) тем же словом (в т. ч. Медный змей), более того — с крылатыми драконами (Ис. 14, 29; 30, 6). Древневавилонская параллель к С. — шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее (изображение на рельефе, найденном в Тель-Халафе, Северная Сирия).«Книга Еноха», насыщенная описаниями ангельских чинов, помещает С. вместе с херувимами на шестое небо и передает их в ведение архангела Гавриила. В христианской традиции, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 — нач. 6 вв.), С. — первый чин, составляющий вместе с херувимами и престолами первую триаду, характеризуемую непосредственной близостью к богу. См. ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ.Лит.: Stier F., Gott und sein Engel im alien Testament, Münster, 1934; Langton E., Ministries of the Angelic Powers, L., 1936;Ziegler М., Engel und Dämon im Lichte der Bibel, Zürich, 1967.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте