Большая советская энциклопедия

Синтаксис

I

Си́нтаксис (от греч. sýntaxis — построение, порядок)

в логике, описание и изучение чисто формальной части формализованного языка (См. Формализованный язык), т. е. неинтерпретированного исчисления (См. Исчисление) (в отличие от логической семантики (См. Семантика), интересующейся как раз Интерпретациями исчислений). С. в узком смысле рассматривает только выразительные средства исчисления: алфавит и правила образования формул; логический С. интересуется, сверх того, дедуктивным аппаратом исчисления, т. е. его Аксиомами и правилами вывода теорем (См. Теорема). (Термин «С.» в любом из этих смыслов применяют часто не к описаниям структуры исчисления, а к самой этой описываемой структуре.) Различают также элементарный С., относящийся к какому-либо конкретному исчислению, и теоретически и С. — общую теорию исчислений (формальных систем). Вся эта терминология введена австрийским логиком Р. Карнапом (1934).

См. Исчисление, Металогика, Метаязык и лит. при этих статьях.

II

Си́нтаксис

раздел грамматики (См. Грамматика), изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения (См. Предложение). Основоположником С. принято считать греческого грамматика А. Дискола (2 в.). В ходе развития лингвистической мысли содержание и удельный вес С. в описании языка менялись. В ранней лингвистической традиции под С. подразумевалось учение о предложении и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики (учение о членах предложения (См. Члены предложения)). Категории С., в отличие от морфологических форм, считались универсальными. С., т. о., изучал содержащиеся в предложении мысли, т. е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся фонетике (См. Фонетика) и морфологии (См. Морфология), изучающим сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию С. как раздела грамматики, в котором явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме (И. О. Есперсен). Поскольку предметом С. считалось актуальное содержание предложения, С. иногда отождествлялся с методом синхронного (см. Синхрония) анализа и противопоставлялся диахроническому (см. Диахрония) подходу к языку (А. А. Потебня). Во 2-й половине 19 в. в связи с пробуждением интереса к национальной специфике языков и переносом центра тяжести на морфологию С. стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов или частей речи (См. Части речи). С. частей речи был продолжением морфологии. За его пределами, однако, оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они рассматривались как своего рода приложение к С. частей речи, органически с ним не связанное. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, нем. учёный И. Рис определял С. как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Рис противопоставлял С. учению о слове. Направление, начатое Рисом, было продолжено В. Матезиусом, определившим С. как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация). В этом же духе представляли себе предмет С. и многие другие лингвистические школы 1-й половины 20 в. Так, сторонники формальной и структурной грамматики понимают С. как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных) способностях слова — синтагматический С. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели задачу С. в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании — дистрибутивный С. Представители логических и психологических направлений в грамматике (шире — сторонники содержательного подхода к языку) разрабатывают С. как учение о предложении (высказывании). Невозможность ни исключить из описания языка один из этих двух аспектов, ни привести их к общему знаменателю имела своим следствием помещение в С. двух самостоятельных, внутренне не объединённых разделов: учения о сочетательных потенциях слова и учения о предложении. С. трактуется как «учение о слове в предложении и о предложении в целом» (И. И. Мещанинов). Различие между этими частями С. обнаруживает себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания (См. Словосочетание) — номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения — предикативной, коммуникативной единицы.

В синтагматической С. описываются типы синтаксических отношений. Принято различать сочинительные (см. Сочинение) и подчинительные (см. Подчинение) связи между словами и частями сложного предложения. Подчинение имеет две основные разновидности: атрибутивные отношения, часто выражаемые формами согласования (См. Согласование) (ср. «большое окно»), и комплетивные отношения, обычно реализуемые в формах управления (См. Управление) (ср. «открыть окно»). Показателями синтаксических отношений могут быть аффиксы, предлоги, послелоги, флексия, предложно-падежные формы, союзы, порядок слов, Примыкание и пр. Присутствие в предложении названных элементов обеспечивает переход от линейной последовательности слов к «дереву зависимостей» (т. е. системе смысловых связей), представляющему собой синтаксическую модель предложения. Показатели синтаксических связей бывают двух типов: формально-синтаксические и семантико-синтаксические. Первые лишены семантического содержания; они указывают лишь на то, с каким элементом предложения следует связать данное слово (согласование, примыкание); вторые значимы. Они сигнализируют о функциях, выполняемых в ситуации объектами, обозначенными соответствующими словами (ср. «Мать любит сына» и «Сын любит мать»).

В ведение этого раздела С. вошло изучение принципов построения сверхфразовых единств и, шире, связного текста. В С. предложения рассматриваются: типы предикативных отношений, соединяющих главные члены предложения— Подлежащее и Сказуемое, а также общие свойства предложения — модальность, синтаксическое время, коммуникативная цель предложения и пр. В эту часть С. входит также учение о членах предложения. Применительно к языкам, в которых подлежащее и сказуемое не всегда совпадают с темой (См. Тема) и ремой (См. Рема) (логическим субъектом и предикатом), в С. предложения выделяется раздел, посвященный способам выражения актуального членения предложения (См. Актуальное членение предложения), в том числе порядку слов. Удельный вес С. в разных по своему характеру грамматиках неодинаков. С. то составляет дополнение к морфологии (С. частей речи), то занимает в грамматике центральное место, причём морфология определяется как техника для С. (Н. Я. Марр). Особенно велико место С. в т. н. «порождающих грамматиках» (см. Грамматика формальная), теория которых разрабатывается с конца 50-х гг. 20 в. В этой концепции, положившей в основу грамматических исследований семантику (См. Семантика), задачей С. считается разработка правил порождения (деривации) предложений из их «глубинных структур», т. е. структур, приближающихся к семантической репрезентации предложения. Большое внимание уделяется значению синтаксических категорий, проблемам синонимических преобразований предложений, их семантической интерпретации и логическим характеристикам, исследованию свойств речевых высказываний в их связи с ситуацией коммуникации (См. Коммуникация).

Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.— Л.,1941; Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, М.—Л., 1945; Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956; Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1—2, М., 1958; Виноградов В. В., Изистории изучения русского синтаксиса, М., 1958; его же, Исследования по русской грамматике, М., 1975; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; Хомский Н., Синтаксические структуры, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972; Падучева Е. В., О семантике синтаксиса, М., 1974; Delbrück В., Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, t. 1—3, Strass., 1893—1900; Ries J., Was ist Syntax?, Prag, 1927; Tesniere L., Elements de syntaxe structurale, P., 1959.

Н. Д. Арутюнова.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте