Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму

СОМА

Ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С , восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. — персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С , как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С ; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С , и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.

В. Эрман



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте