Советская историческая энциклопедия

СПЕНСЕР

1.

(Spencer), Болдуин (23.VI.1860 — 14.VII.1929) — биолог и этнограф. Англичанин по происхождению. По окончании Оксфордского ун-та (1884) переселился в Австралию. В 1887-1919 — проф. Мельбурнского ун-та. С 1894 вел полевые исследования в Центр. и Сев. Австралии. В сотрудничестве с Ф. Гилленом изучил культуру и быт многих австрал. племен, особенно аранда (арунта); собрал ценнейшие этногр. коллекции. Оба исследователя пользовались доверием аборигенов, посвящавших их в тайные племенные предания, пытались облегчить положение коренного населения.

=====

Соч.: The native tribes of Central Australia, L., 1899; Across Australia, v. 1-2, L., 1912; The Arunta. A study of a stone age people, v. 1-2, L., 1927; Native tribes of the Northern Territory of Australia, L., 1914 (все книги, кроме последней, совместно с F. Gillen).

2.

(Spencer), Герберт (27.IV.1820 — 8.XII.1903) — англ. философ, социолог, психолог; один из родоначальников позитивизма. Знания приобрел гл. обр. путем самообразования. Был школьным учителем (1837), инженером на ж. д. (1837-41); в 1848-53 сотрудничал в журн. "Economist", затем полностью посвятил себя науч.-лит. труду. Был близок с Дж. С. Миллем, естествоиспытателем Т. Гексли, писательницей Дж. Элиот, с Б. Вебб.

=====

С. предпринял попытку создать универсальную философию (своего рода "сумму наук"), к-рую рассматривал как совокупность осн. принципов спец. наук, и дал свою классификацию наук. Его гл. труд — "Система синтетической философии" ("Synthetic philosophy") — состоит из серии книг: "Основные начала" ("First principles", L., 1862; рус. пер., СПБ, 1897), "Основания биологии" ("The principles of biology", v. 1-2, L., 1864-67; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1870), "Основания психологии" ("Principles of psychology", v. 1-2, L., 1855-72; рус. пер., т. 1-4, СПБ, 1876), "Основания социологии" ("The principles of sociology", v. 1-3, L., 1876-96; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1898), "Основания этики" ("The principles of ethics", v. 1-2, L., 1879-93; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1899). Как философ С. испытал на себе влияние О. Конта, (хотя сам С. отрицал это и по многим вопросам существенно расходился с Контом), а также Юма, Дж. С. Милля. Агностик в теории познания, С. видел задачу науч.-филос. познания в сведении явлений (основу к-рых считал непознаваемой) к минимуму наиболее общих принципов. Осн. стержень его филос. концепции — идея эволюции. Эволюцию С. понимал как определяющий развитие мира универсальный закон "интеграции материи и сопутствующего ей рассеяния движения" ("закон сохранения энергии"), как закон равновесия и приспособляемости, господствующий и в природе, и в обществе. С. обосновывал возможность существования науки об обществе (он — один из родоначальников социологии), выступал против теологич. понимания истории, против сведения истории к деятельности правителей и полководцев и представлений о неповторяемости ист. явлений (полемизируя, в частности, с англ. историком Дж. Фрудом) и настаивал на существовании законов в истории и возможности причинного объяснения ист. фактов. Однако при этом С. переносил на общество категории и понятия, заимствованные из точных и естеств. наук, придерживаясь т. н. органич. теории развития общества (прослеживая сходство общества с биологич. организмом, он тем не менее не отождествлял их полностью). Социология С. оказала большое влияние на бурж. обществознание и позитивистскую историографию в Европе и Америке. В поисках мат-ла для своих социологич. обобщений С. широко обращался к истории первобытной культуры и внес значит. вклад в ее изучение. Он был одним из создателей эволюционной школы в этнографии (оказал влияние на многих видных ее представителей, в частности на Э. Тайлора); разработал теорию происхождения и развития религ. верований (древнейшей их формой считал культ умерших и культ предков). С. начал выпуск серии "Описательная социология" ("Descriptive sociology", v. 1-15, L., 1873-1934) — ценного собрания мат-лов по истории социальных институтов, быта, верований разных народов. Взгляды С. на роль в обществе психологии способствовали становлению социальной психологии. С. отстаивал идею прогресса, понимая его, однако, в духе бурж.-либеральных оптимистич. иллюзий викторианской Англии (выступал как против угрозы торийской реакции, так и гл. обр. против социалистич. идеологии и рабочего движения). В политике крайний индивидуалист, противник всякого гос. вмешательства в частную инициативу, особенно враждебно относившийся к социализму, С. вынужден был, однако, признать, что "социализм" — неизбежное звено грядущей эволюции человечества от "диссоциации" (господства индивидуализма и свободной конкуренции) к "интеграции" (гос. и плановое начала).

=====

Соч.: Works, L.-N. Y., 1910; в рус. пер. (кроме указ. в статье): Социальная статика, СПБ, 1906; Социология как предмет изучения, СПБ, 1896; Автобиография, ч. 1-2, СПБ, (1914).

=====

Лит.: Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 2; Duncan D., The life and letters of Herbert Spenser, L., 1908; Diaconide Й., Étude critigue sur le sociologie de Herbert Spenser, P., 1938: Kasparzyk L., Spencer, Warsz., 1967.

=====

И. H. Неманов. Смоленск.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте