Новая философская энциклопедия

СПХОТА

СПХОТА (санскр. sphoṭa – вспышка, от корня sphuṭ – взрываться, раскрываться) – в индийской философии языка вечный и неделимый архетип звука и смысла. Возникнув как психологическое понятие для объяснения феномена понимания смысла слов, спхота постепенно приобретает черты метафизической концепции.

Одно из первых упоминаний спхоты содержит «Махабхашья»(«Великий комментарий») грамматиста Патанджали. Относительно его трактовки спхоты мнения современных ученых разошлись. Одни считают, что грамматист имеет в виду только фундаментальный звуковой инвариант, гл.о. фонему (варна) в противоположность индивидуальным вариациям (дхвани [ДХВАНИ]), другие приписывают ему концепцию спхоты как ментальной формы слова (П.Фильоза).

Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ]упоминает несколько концепций спхоты. Первая из них состоит в том, что спхота порождается соединением и разъединением органов артикуляции. Спхота исчезает, но порожденные ею звуки как бы по цепочке, но все слабее и слабее, отражают ее. Согласно второй точке зрения, спхота имеет длительность. Сторонники третьей точки зрения утверждают, что хотя спхота и звуки, подобно огню и свету, производятся одновременно, на расстоянии воспринимаются только последние, подобно тому как издалека можно видеть свет, не видя его источника. Есть и четвертая точка зрения, согласно которой спхота представляет собой универсалию (джати [ДЖАТИ]),которая манифестируется индивидуальными звуками. В интерпретации самого Бхартрихари спхота лишена внутренних членений (abhinna), вечна (nitya) и не имеет временной длительности, но поскольку ее «проявляют», т.е. делают воспринимаемой, базовые (prakṛta) и вариативные (vaikāri) звуки, то в процессе восприятия ей ошибочно приписываются длительность первых и вариативность вторых. Большинство индийских комментаторов и западных исследователей считают, что с помощью спхоты Бхартрихари объясняет сигнификативную функцию языка (исключение составляет позиция Джоши, который связывает спхоту с различающей функцией языка).

Согласно концепции последователей Бхартрихари, спхота выступает свернутой вечной сущностью слова, которая проявляется фонемами в момент его произнесения. Именно благодаря спхоте при произнесении определенных звуков в сознании слушателя, подобно «вспышке», высвечивается смысл сказанного. Сторонники доктрины спхоты, особенно Мандана Мишра [МАНДАНА МИШРА],доказывают ее необходимость мимансакам и найяикам, считавшим, что для понимания смысла слов вполне достаточно одних фонем. См. также ст. Философия языка [ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА]в Индии, Шабда.

В.Г.Лысенко



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте