Большая советская энциклопедия

СССР. Строительство

Строительство — крупная отрасль народного хозяйства. Его доля в валовом общественном продукте страны в 1975 составила 10,6%. В строительстве работает 10,6 млн. чел., или 14% общей численности рабочих и служащих, занятых в материальном производстве. На конец 1975 в отрасли насчитывалось 2,9 тыс. подрядных строительно-монтажных трестов и 22,9 тыс. первичных государственных подрядных строительно-монтажных организаций, располагающих парком строительных машин и механизмов и кадрами строителей и монтажников. Основные фонды государственных подрядных строительных и монтажных организаций составили 40 млрд. руб.

Народно-хозяйственное значение и ведущая роль строительства в росте производительных сил определяются его участием в планомерном развитии и перевооружении на базе достижений научно-технической революции всех отраслей народного хозяйства; совершенствовании отраслевой структуры и размещения предприятий; вовлечении в производство вновь открытых природных ресурсов; комплексном развитии экономики союзных республик и экономических районов страны; реализации долгосрочных программ в области градостроительства, застройки сёл и деревень; сохранении и оздоровлении окружающей среды; создании базы для решения задачи дальнейшего повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Развитие строительства за годы Советской власти характеризуется быстрыми темпами ввода в действие основных фондов, ростом капитальных вложений и объёмов выполняемых строительно-монтажных работ (см. табл. 1). На капитальные вложения направляется примерно 1/5 часть национального дохода страны (1975). За 1918—75 они составили 1 триллион 487 млрд. руб. Капитальные вложения непрерывно возрастают. В 1951—75 темпы их прироста в СССР были почти в 4 раза выше, чем в США.

Табл. 1. — Ввод в действие основных фондов, капитальные вложения и объём строительно-монтажных работ (в сопоставимых ценах), млрд. руб.

* Без работ по индивидуальному жилищному строительству.

За 1918—75 построено и восстановлено 43,6 тыс. крупных промышленных предприятий, велось расширение и техническое перевооружение заводов и фабрик, построена 51 тыс. км железнодорожных линий (38 тыс. км дорог электрифицировано), проложено свыше 100 тыс. км газопроводов и отводов от них и 61 тыс. км нефте- и продуктопроводов. Введено в действие за 1946—75 9,5 млн. га орошаемых земель и 15 млн. га осушенных земель. Построено много сельскохозяйственных объектов, элеваторов и зернохранилищ, мельничных, комбикормовых и других предприятий. Общая площадь построенных жилых домов составила около 3 млрд. м2. Введены в строй многочисленные объекты культурно-бытового назначения. Основные производственные фонды страны к концу 1975 составили 806 млрд. руб. и превысили уровень 1940 в 11 раз, а 1913 — в 30 раз.

Строительство в 1918—45. С первых лет существования Советского государства проводились мероприятия по организации строительства, которые основывались на социалистических принципах: государственном руководстве, плановом выделении средств, создании системы органов управления строительством. В 1918 в составе ВСНХ был создан Комитет государственных сооружений. В это время преобладали работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений; однако, уже в 1918—19 строились небольшие сельские электростанции и другие объекты. После одобрения в декабре 1920 плана ГОЭЛРО началось осуществление программы капитального строительства — сооружение 30 районных электростанций, новых предприятий и железных дорог. Декрет от 21 февраля 1921 «Об едином строительном плане Республики» предусматривал утверждение СНК строительного плана на каждый год. За 1918—28 построены и введены в действие электростанции общей мощностью более 700 тыс. Мвт, восстановлено и построено более 2 тыс. крупных государственных промышленных предприятий, ряд оросительных каналов. Протяжённость железных дорог увеличилась на 6,4 тыс. км. Построены жилые дома общей (полезной) площадью 203 млн. м2, школы, больницы и другие объекты. строительство велось главным образом хозяйственным способом (собственными силами предприятий). В 1928 на строительно-монтажных работах было занято 749 тыс. чел. (78 тыс. в 1922).

Осуществление социалистической индустриализации, развитие сельскохозяйственного производства, массового жилищно-гражданского строительства потребовали создания мощной строительной индустрии, совершенствования управления строительством. Принятое в феврале 1936 постановление СНК и ЦК ВКП(б) определило пути улучшения и удешевления строительства. Была поставлена задача выполнять работы по строительству постоянно действующими подрядными организациями, обладающими собственной материально-технической базой и постоянными кадрами и опирающимися на крупное промышленное производство стройдеталей, полуфабрикатов и конструкций. Развитию подрядного способа ведения работ способствовали улучшение проектного и сметного дела и упорядочение финансирования строительства, осуществленные в соответствии с постановлением СНК СССР от 26 февраля 1938. На созданный в 1938 Комитет по делам строительства при СНК СССР были возложены регулирование проектного и строительного дела, установление производств. и сметных норм, типизация и стандартизация в строительстве. В мае 1939 образован общесоюзный Наркомат по строительству (Наркомстрой), которому поручались проведение промышленного и связанного с ним жилищного и культурно-бытового строительства, а также разработка и утверждение норм, технических условий, стандартов и типовых проектов по строительству.

Совершенствование организации и материально-техническое укрепление строительства позволили более успешно решать народно-хозяйственные задачи по созданию тяжёлой индустрии. В период довоенных пятилеток (1929 — 1-е полугодие 1941) объём капитальных вложений в народное хозяйство составил 49,3 млрд. руб. строительство Днепрогэса положило начало интенсивному освоению гидроэнергетических ресурсов. Введены в строй 9 тыс. новых крупных государственных промышленных предприятий в важнейших отраслях индустрии.

Коллективизация сельского хозяйства обусловила проведение крупных строительных работ в колхозах и совхозах. Осуществлялось строительство МТС, элеваторов, комбикормовых заводов, оросительных каналов.

Проложено 13,4 тыс. км железнодорожных линий. Введены в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал и канал им. Москвы, 1-я и 2-я очереди Московского метрополитена. Были построены жилые дома общей (полезной) площадью 206 млн. м2, введены в эксплуатацию более 37 тыс. общеобразовательных школ, больницы на 60 тыс. коек, санатории и дома отдыха на 318 тыс. коек, дошкольные учреждения на 459 тыс. мест, театры, кинотеатры, поликлиники и другие учреждения, обслуживающие население.

В годы Великой Отечеств. войны 1941—1945 строительство не прекращалось. Создавались производственные мощности, необходимые для нужд фронта. Кадры и механизмы были перебазированы на строительство военных заводов и кооперированных с ними предприятий. Объём капитальных вложений за этот период составил 20,8 млрд. руб., их освоение стало возможным благодаря трудовому подвигу строителей при демонтаже и эвакуации предприятий, сооружении в тылу домен, мартенов и оборонных заводов. За эти годы построено и введено в действие 3,5 тыс. крупных промышленных предприятий, 3-я очередь Московского метрополитена. По мере освобождения временно оккупированных районов в них были развёрнуты восстановительные работы. Ещё до окончания войны было восстановлено 7,5 тыс. промышленных предприятий.

Строительство в 1946—60. В первые послевоенные годы строительные организации не создавали новых мощностей, т. к. осуществлялись восстановительные работы. Возрождение разрушенных городов проводилось комплексно, по перспективным планам, учитывавшим интересы развития городского хозяйства, а восстановление предприятий сочеталось с их реконструкцией и строительством новых объектов. Большой объём строительных работ, приспособление существующих предприятий для новых производств вызвали расширение и укрупнение сети строительных и монтажных организаций, в том числе на Урале, в Сибири и Средней Азии.

В период 4-й, 5-й и 6-й пятилеток (1946—60) строительство развивалось нарастающими темпами. Так, объём строительно-монтажных работ в 4-й пятилетке превысил в 1,4 раза объём этих работ в 1-й и 2-й пятилетках, вместе взятых. В 5-й пятилетке по сравнению с 4-й строительно-монтажных работ было выполнено в 1,9 раза больше, а в 6-й больше, чем в 5-й, в 1,8 раза. Всего за 1946—60 было восстановлено, построено и введено в действие 14 270 крупных промышленных предприятий.

Большое внимание в этот период уделялось созданию энергетических мощностей. В 1954 начала работать первая в мире АЭС. Вошли в строй новые ГРЭС, а также мощные ГЭС, в том числе волжские: им. Ленина и им. 22-го съезда КПСС, Горьковская и ряд др. Крупными предприятиями пополнились почти все отрасли промышленности. В совхозах и колхозах построены новые животноводческие фермы, зернохранилища, оросительные системы. Освоены новые месторождения нефти и газа, сооружены магистральные нефте- и газопроводы. Протяжённость железных дорог выросла на 12,9 тыс. км; электрифицировано 11,8 тыс. км. Вступили в строй Волго-Донской судоходный канал, метрополитен в Ленинграде и Киеве, 4-я очередь Московского метрополитена. Введено в действие 915,5 млн. м2 общей (полезной) площади жилищ. Жилой фонд в городах и посёлках увеличился в 2,3 раза. Построено 53,4 тыс. школ, а также большое число дошкольных учреждений, больниц, санаториев, магазинов, клубов, театров и других учреждений культурно-бытового назначения.

Выполнение такой огромной строительной программы стало возможным благодаря созданию мощной строительной индустрии, оснащенной высокопроизводительными машинами и механизмами и располагающей квалифицированными кадрами строителей и монтажников. В 1960 действовало 11 868 строительных и монтажных организаций. Большое значение для развития индустриальных методов строительства и создания его материально-технической базы имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которое положило начало крупной отрасли производства — промышленности сборного железобетона. В конце 1954 состоялось Всесоюзное совещание по строительству, принявшее важные решения по его индустриализации и повышению эффективности. Эти вопросы отражены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1955 «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства».

Массовое заводское изготовление конструкций и деталей внесло существенные изменения в строительное производство, оно перешло на индустриально-поточный метод. Повысился уровень механизации строительства и удельный вес монтажных работ. Рост парка строительных машин и расширение их номенклатуры обеспечили переход от механизации отдельных процессов к комплексной механизации трудоёмких работ, способствовавшей росту производительности труда, которая увеличилась в 1960 по сравнению с 1940 почти в 2,9 раза, сокращению сроков строительства объектов. Повысилась рентабельность строительной индустрии.

Переход строительства на индустриальные методы сопровождался унификацией конструкций, расширением типового проектирования (См. Проектирование) и строительства. Новые предприятия начали строить в ряде случаев в составе промышленных узлов с общими объектами, вспомогательными производственными, хозяйственными и инженерными сооружениями и коммуникациями, что обеспечило существенный экономический эффект. В жилищно-гражданском строительстве стали применяться более рациональные конструкции зданий, началось развитие крупнопанельного домостроения. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» (1957) осуществлялся переход к повсеместному строительству жилых домов с экономичными квартирами для одной семьи.

Строительство в 1961—75. Дальнейшее ускоренное развитие получило капитальное строительство в 7-й, 8-й и 9-й пятилетках (1961—75). Объём капитальных вложений за эти годы составил 1103 млрд. руб., превысив средства, вложенные в народное хозяйство за предыдущие 15 лет, в 3,6 раза. Высокими темпами возрастал объём капитальных вложений по всем союзным республикам (см. табл. 2). Осуществлялись меры по повышению их экономической эффективности, ускорению сроков строительства, снижению его стоимости. В строй действующих вошли более 7 тыс. крупных промышленных предприятий. В 1971—75 возросли объёмы капитальных вложений на реконструкцию и расширение действующих предприятий. Основные капитальные вложения концентрировались на пусковых и наиболее важных стройках и объектах. Построен ряд крупных ГЭС в Европейской части страны, Сибири и Средней Азии. Среди них уникальная по своим масштабам Красноярская ГЭС мощностью 6000 Мвт. На Енисее строится ещё более мощная (6400 Мвт) Саяно-Шушенская ГЭС.

Промышленность пополнилась большим числом машиностроительных и станкостроительных заводов. Вошли в строй Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР, развёрнуто строительство Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей. В Кривом Роге возведена самая крупная в мире высокопроизводительная доменная печь объёмом 5 тыс. м3.

Быстрыми, всё нарастающими темпами шло строительство в химической промышленности. В результате ввода в действие большого количества угольных шахт и разрезов, углеобогатительных фабрик, целлюлозно-бумажных предприятий, лесопромышленных комплексов соответствующие отрасли увеличили объём выпускаемой продукции. Построено много фабрик по производству хлопчатобумажных, шёлковых и костюмных тканей, трикотажных и чулочных изделий, швейных, обувных и других предприятий.

За 1961—75 проложено 12,5 тыс. км новых железнодорожных линий, электрифицировано 25,1 тыс. км железных дорог. Вступили в строй метрополитены в городах Тбилиси, Баку и Харькове. Осуществляется строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Строители внесли большой вклад в развитие и укрепление производственной базы сельского хозяйства. После 1960 в связи с проведением мероприятий по дальнейшему подъёму сельского хозяйства организованы межколхозные подрядные строительные организации. Введены в действие мощные оросительные системы: Саратовский обводнительно-оросительный канал, Краснодарское водохранилище и др. В соответствии с решением Июльского (1970) пленума ЦК КПСС был взят курс на строительство крупных специализированных животноводческих комплексов с прогрессивной технологией содержания скота и автоматизацией производственных процессов. Построены механизированные птицефабрики.

Выполнена большая программа жилищно-гражданского строительства. Проводились упорядочение планировочной структуры и улучшение архитектурного облика городов и посёлков, созданы новые благоустроенные жилые районы, улучшена планировка квартир, получила дальнейшее развитие сеть культурно-бытового, коммунального, торгового и других видов общественного обслуживания. За 1961—75 построено 1554 млн. м2 общей (полезной) площади жилых домов, большое количество зданий культурно-бытового назначения.

Большие количественные и качественные сдвиги произошли в методах строительства. Укрупнены подрядные организации и возросла степень их специализации. Если в 1961 подрядным способом было выполнено 79% объёма строительно-монтажных работ, то в 1975 — более 89%. Среднегодовая численность работников, занятых в строительных организациях, увеличилась за тот же период на 62%. Улучшился состав кадров этих организаций, повысился удельный вес инженеров и техников в общем числе работников, занятых на строительно-монтажных работах (с 8% в 1961 до 13% в 1975).

Табл. 2. — Темпы роста капитальных вложений по союзным республикам (1960=100%)

Повышение уровня индустриализации строительства и механизации трудоёмких процессов внесло большие изменения в технологию строительного производства, его организацию и управление. Крупнопанельное домостроение обеспечило значительное сокращение сроков строительства жилых зданий массовых типов, снижение трудоёмкости и уменьшение веса материалов и конструкций по сравнению с домами с кирпичными стенами. Сократились также сроки строительства промышленных объектов и затраты труда на их возведение. Особо важное значение для развития и дальнейшего совершенствования капитального строительства, создания условий для его успешного осуществления имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении проектно-сметного дела», «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства», принятые в 1969.

Система управления строительством основывается на территориально-отраслевом принципе. Строительными организациями руководят общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские строительные министерства, а также входящие в их состав главные территориально-строительные управления, комбинаты, объединения и другие организации. Промышленное и жилищно-гражданское строительство осуществляют Министерство строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР, Министерство промышленного строительства СССР и Министерство строительства СССР, организации которых специализированы на строительстве объектов соответственных отраслей промышленности в определённых районах. Строительством транспортных сооружений — железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей) метрополитенов, сооружений для морского и речного транспорта ведают организации Министерства транспортного строительства, а строительством сельскохозяйственных объектов — преимущественно организации Министерства сельского строительства СССР. Кроме того, для оказания помощи колхозам и совхозам в строительстве производственных, жилых и других объектов во всех союзных республиках создана сеть (3615) межколхозных строительных организаций, которые в 1975 выполнили объём работ на сумму свыше 4 млрд. руб. Строительство и эксплуатация сооружений водного хозяйства находятся в ведении Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Особую роль выполняют организации Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, которые по отношению к строительным организациям других министерств выступают в качестве субподрядчиков по монтажу технологического оборудования, электротехнических, сантехнических устройств, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, сложных строительных конструкций и сооружений, строительство газо- и нефтепроводов возложено на Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Строительные и монтажные организации Министерства энергетики и электрификации СССР сооружают электростанции, линии электропередачи и другие энергетические объекты. Строительством шахт и других объектов угольной промышленности ведает Министерство угольной промышленности СССР. В наиболее крупных городах — Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и Баку строительством в основном руководят главные строительные управления, подчинённые горисполкомам местных Советов. Единую техническую политику в строительстве проводит образованный в 1950 Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР, см. Государственные комитеты). В союзных республиках образованы госстрои, находящиеся в подчинении Советов Министров союзных республик и Госстроя СССР.

Непрерывный рост объёмов строительно-монтажных работ, повышение технического и экономического уровня строительства требуют совершенствования системы управления этой отраслью в направлении расширения специализации, кооперирования и комбинирования производства. В жилищном строительстве применяется возведение зданий силами домостроительных комбинатов, которые изготовляют на своих заводах конструкции и детали жилых домов и производят монтаж зданий. Этот эффективный метод успешно используется в сельском строительстве, где организуются сельские строительные комбинаты, а также и в промышленном строительстве, для которого создаются заводостроительные комбинаты. Уровень специализации достиг к 1975 61% общего объёма выполненных строительно-монтажных работ.

Новые возможности совершенствования организации управления открываются с внедрением автоматизированных систем, использованием экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Автоматизированная система управления строительством (АСУС) находит всё более широкое применение в союзных и республиканских строительных министерствах, крупных строительных организациях.

Материально-техническая база строительства. Огромные масштабы капитального строительства, дальнейшая его индустриализация и внедрение новых прогрессивных проектных решений требуют опережающего развития и совершенствования материально-технической базы строительства. Капитальное строительство — материалоёмкая отрасль народного хозяйства, потребляющая продукцию более 70 отраслей промышленности. Материально-техническая база его — планомерно развиваемая система предприятий стройиндустрии и промышленности стройматериалов, средств механизации и автотранспорта, заводов по ремонту строительных машин, различных мастерских, стационарных и передвижных производственных установок, строительных и монтажных организации, а также объектов и производств обслуживающего назначения.

По темпам роста и абсолютному объёму выпуска ряда стройматериалов и конструкций СССР опередил промышленно развитые капиталистические страны. Ему принадлежит 1-е место в мировом производстве сборного железобетона, цемента, оконного стекла. Данные о росте производства отдельных видов стройматериалов и сборных железобетонных конструкций приведены в табл. 3.

Ряд видов производств стройматериалов и конструкций получил развитие только в послевоенные годы. Например, производство минеральной ваты и изделий из неё возросло с 0,7 млн. м3 в 1950 до 18,9 млн. м3 в 1975; соответственно асбестоцементных труб с 3,5 до 68 тыс. км условных труб; керамических плиток для полов с 1,5 до 23,7 млн. м2; линолеума с 1,5 до 71,9 млн. м2.

Непрерывно повышается качество стройматериалов: увеличился ассортимент цементов и повысилась их марочность, стали выпускаться крупноразмерные асбестоцементные листы. Возрастают объёмы производства конструкций из лёгких и ячеистых бетонов, предварительно напряжённых конструкций.

Достижения научно-технического прогресса привели к развитию производства лёгких искусственных заполнителей для бетона: керамзита, шлаковой пемзы, аглопористого гравия, вспученного перлита. Увеличилось производство и применение стальных конструкций. В годы 9-й пятилетки началось строительство и ввод в действие высокомеханизированных заводов алюминиевых строительных конструкций, цехов и предприятий по выпуску деревянных клеёных конструкций, асбестоцементных ограждающих конструкций. Созданы первые предприятия по производству теплоизоляционных материалов на основе вспученного перлита — перлитофосфатных плит, перлитопластбетона и др.

Предприятия строит. конструкций и деталей оснащаются специализированными технологическими линиями, обеспечивающими комплексную механизацию производства частичную автоматизацию ряда технологических процессов.

Табл. 3. — Производство отдельных видов строительных конструкций и материалов

Стройматериалы во всё большей мере подвергаются заводской переработке поступают на строительные площадки в виде; крупных элементов, сборных железобетонных, деревянных и стальных конструкций, панелей, монтажных узлов и заготовок и других изделий с высокой степенью заводской готовности. Возрастает производство и применение в строительстве полимерных стройматериалов — синтетических ковров, герметизирующих материалов, пластмассовых труб, лаков и красок на синтетических смолах. Использование прогрессивных конструкций и материалов способствует скоростному монтажу зданий и сооружений при минимальных затратах труда на стройплощадке и улучшению качества строительства, обеспечивает снижение его материалоёмкости. Это проявляется в уменьшении расхода основных материалов на сравнимую единицу физического объёма строит. продукции и в сокращении суммарного веса материальных ресурсов в расчёте на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.

В строительстве быстро увеличивается парк средств механизации работ. К концу 1975 в основных фондах подрядных организаций стоимость рабочих машин и оборудования составила около 10 млрд. руб. Строительные организации имеют мощный парк строительных машин (табл. 4).

Табл. 4. — Наличие строительных машин в строительстве (на конец года), тыс. шт.

Механовооружённость труда в строительстве в 1975 возросла по сравнению с 1940 почти в 16 раз. Уровень комплексной механизации составил (1975) по земляным работам 98%, по монтажу бетонных и железобетонных конструкций — 97,6 по приготовлению бетона — 87,5 и раствора — 74,3%, по бетонным и железобетонным работам — 92,2. Штукатурные работы были механизированы на 71,1 и малярные на 75,6%.

В 1971—75 капитальные вложения на развитие строительной индустрии составили 19 млрд. руб. против 11,9 млрд. руб. в 1966—70. Развитие материально-технической базы явилось одним из важнейших факторов сокращения численности рабочих, занятых на строительно-монтажных работах (со 179 чел. в 1960 до 83 в 1975).

Повысился технический и экономический уровень строительства. Технический прогресс в строительстве привёл к качественному изменению его продукции — возводимых зданий и сооружений, а также методов их строительства. В промышленном строительстве широко используются унифицированные и гибкие объёмно-планировочные и конструктивные решения. В массовом жилищном строительстве применяются современные типы домов, в большей мере отвечающие климатическим условиям, обеспечивающие повышение уровня архитектурно-планировочных и инженерных решений зданий (см. раздел Советская архитектура, Градостроительство). В культурно-бытовом строительстве используются новые типы общественных зданий, основанные на кооперировании и укрупнении объектов различного назначения, имеющие улучшенные эстетические качества.

Советские учёные достигли больших успехов в области теории сооружения и в создании новых строительных конструкций (см. раздел Строительная наука и техника). Выполнен ряд работ по экономическим и социальным проблемам: экономической эффективности капитальных вложений и технического прогресса в строительстве, совершенствования планирования и экономического стимулирования строительного производства и управления строительством, улучшения сметного нормирования и ценообразования, обобщения опыта строительства в зарубежных странах и т. д. Большая работа проводится в области технического нормирования, стандартизации, систематически разрабатываются новые прогрессивные нормы и совершенствуются действующие нормы, ГОСТы на стройматериалы и т. п.

В области строительства СССР сотрудничает с другими социалистическими странами. При техническом содействии СССР осуществляется строительство многих предприятий и объектов в ряде развивающихся стран. Расширяются взаимовыгодные связи с некоторыми промышленно развитыми капиталистическими государствами.

См. Строительно-монтажные организации, Индустриализация строительства, Промышленное строительство, Транспортное строительство, Жилищно-гражданское строительство.

И. Т. Новиков.

Строительство одного из экспериментальных жилых домов в 1974 в Тропарёве. Москва.

Строительство высотного дома методом подъема этажей в 1975. Ереван (район Ачапняк).

Профилировщик оснований ДС-108 в комплекте машин для скоростного строительства автодорог.

Завод железобетонных изделий № 18. Москва.

Первый поезд на введенном в строй участке железнодорожной линии БАМа Усть-Кут — Звёздный. Иркутская область.

Строительство кузнечных корпусов КамАЗа. Татарская АССР.

Строительство онкологического научного центра. Москва.

Бескудниковский комбинат строительных материалов и конструкций № 1. Москва.

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Красноярский край.

Общий вид технологической линии Карагандинского цементного завода. Казахская ССР.

Очистные сооружения. Калинин.

Строительство железнодорожного моста через р. Лену на западном участке БАМа. Иркутская область.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте