Музыкальная энциклопедия

Свердловск

(до 1924 — Екатеринбург) — центр Свердловской обл. РСФСР, один из крупнейших промышленных и культурных городов Сов. Союза. 1187 тыс. жит. (на 1 янв. 1977). Муз. жизнь С. на протяжении более столетия со дня основания города (1723) сводилась к нар., церк. и школьному пению, бытовому музицированию в домах меломанов из среды промышленников, чиновников и Интеллигенции; нек-рые крупные заводчики имели небольшие крепостные театр. труппы, оркестры, хоры. Существовали и "казённые" заводские оркестры. В 1843-57 в городе выступала известная в провинции труппа антрепренёра П. А. Соколова, для к-рой в 1847 было построено спец. каменное здание — Гор. т-р (на 800 мест); это был первый проф. т-р в С., на его сцене шли драмы, оперы, трагедии, комедии, водевили (в 1850-е гг. в труппе — ок. 30 актёров, в оркестре — 12 музыкантов). Были пост. оперы — "Аскольдова могила" Верстовского, "Сомнамбула" Беллини, "Семирамида" Россини и др. С 1857 т-р переходил от одного антрепренёра к другому, отдававшим предпочтение оперетте, водевилю. В сезоне 1879/80 в С. с успехом выступала оперная труппа П. М. Медведева (дир. У. И. Авранек), в 1898/99 играла оперная труппа Н. М. Шампаньера, в сезоне 1900/01 — Н. А. Корсакова.

В нач. 20 в. выступления оперных трупп в С. чередовались с драматическими спектаклями, с 1907 стали ежегодно проводиться полные оперные сезоны — антрепризы А. А. Левицкого (1907-09), А. Я. Альтшулера (1909-11), И. П. Палиева (1915/16; в нек-рых сезонах Палиев дирижировал и ранее, сыграл значит. роль в повышении художеств. уровня спектаклей). В 1912 в новом театр. здании (зрит. зал на 1200 мест) был открыт гор. оперный т-р — Опера екатеринбургской театр. дирекции. Хор и оркестр труппы были сформированы из местных музыкантов. Уже в 1915 т-р был снова передан частной антрепризе.

В развивавшемся промышленном городе в кругах интеллигенции устраивались домашние муз. вечера, клубные спектакли, благотворит. концерты. Силами любителей и профессионалов-музыкантов в кон. 1870-х гг. был создан (официально утверждён в 1881) Екатеринбургский муз. кружок, к-рый долгое время находился в центре муз. жизни города. Среди его деятелей — певцы С. В. Гилев и П. Ф. Давыдов, муз. критик Г. А. Свечин (в 1891 в кружок входило 177 чл.). При кружке существовали оркестр и хор; устраивались камерные и симф. концерты, ставились отрывки из опер и оперы целиком. С 1887 в городе проводились систематич. камерные собрания (организаторы — В. С. Цветиков и П. П. Баснин; исполнители — члены муз. кружка). С 1900 спектакли и концерты кружка проводились в конц. зале, построенном меценатом И. З. Маклецким. Здесь выступали отечеств. и иностр. исполнители — певицы Д. М. Леонова, А. Фострём, флейтист и дирижёр А. Тершак и др. С нач. 20 в. концерты гастролёров участились (Л. С. Ауэр, А. Д. Вяльцева, И. Гофман, М. И. Долина, Н. В. Плевицкая, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, H. H. Фигнер и др.), выступал "Мекленбургский квартет". Концерты устраивались в клубах Благородного и Обществ. собраний (с 1906 и симф. концерты), Коммерческого собрания (с 1910), в Харитоновском и Клубном садах, в частном т-ре бр. Казанцевых, нередко с участием клубных и театр. оркестров, иногда с хорами (хоры имелись при Кафедральном и Екатерининском соборах, Вознесенской церкви и др.). Частыми стали хор. концерты — духовные и светские. В 1908 муз. кружок провёл цикл Исторических концертов (исполнялась гл. обр. камерная музыка). С появлением в 1912 в С. отделения РМО муз. жизнь города заметно оживилась (конц. сезоны, проф. муз. образование). Летом 1915 состоялось 13 симф. концертов под упр. И. В. Липаева.

Преподавание музыки в С. было частным; в кон. 1880-х гг. открылась первая муз. школа В. С. Цветикова (классы фп., виолончели, контрабаса, теории музыки), позднее существовала муз. школа П. Н. Фоминой и неск. др. частных школ. С 1890-х гг. по инициативе А. Д. Городцова ежегодно проводились занятия на певч. курсах Попечительства о нар. трезвости. В 1899 учитель пения В. С. Узких организовал бесплатный народно-певческий класс. В 1911 муз. кружок открыл бесплатные классы хор. пения (рук. А. В. Попов). В 1912 при РМО были созданы муз. классы (директор В. С. Цветиков), преобразованные в 1916 в Муз. уч-ще.

Широкие возможности для развития муз. жизни города открылись после Великой Окт. социалистич. революции. В 1917 большое значение приобрели клубная муз. работа и выступления артистов на митингах и собраниях. Нек-рое время продолжалась деятельность РМО. В 1919 была сформирована новая труппа оперного т-ра (см. Свердловский театр оперы и балета). Коллектив т-ра постоянно пополнялся квалифицированными певцами и музыкантами. Во 2-й пол. 20-х — нач. 30-х гг. в т-ре выступали певцы — Д. Г. Бадридзе, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Г. С. Пирогов, М. О. Рейзен и др.; спектакли ставили режиссёры — В. А. Лосский, Л. В. Баратов; значит. вклад в муз. культуру города внесли дирижёры — В. В. Бердяев, A. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, А. М. Пазовский, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг. Основу репертуара т-ра составляли рус. и зап.-европ. оперы и балеты, с 1924 ставятся и произв. сов. композиторов. До сер. 30-х гг. т-р был также организатором конц. жизни города (летние симф. сезоны, концерты театр. абонемента). В 1933 в С. открылся Т-р муз. комедии, вскоре ставший одним из лучших т-ров оперетты в стране (его худ. рук. были Э. А. Высоцкий, Г. И. Кугушев, с 1963 — В. А. Курочкин). Среди первых артистов т-ра — М. К. Биндер, М. Г. Викс, Э. А. Высоцкий, С. А. Дыбчо, П. А. Емельянова, Б. К. Коринтели, А. Г. Маренич, А. М. Матковский и др.

С сер. 20-х гг. началось местное радиовещание. Пропаганду классич. музыки вёл камерный ансамбль. В 1936 в С. открылась филармония, в неё вошёл симф. оркестр, созданный в 1934 на базе симф. ансамбля обл. радиокомитета (первый гл. дирижёр — М. И. Паверман). С 1943 в составе филармонии Уральский рус. нар. хор (первый худ. рук. Л. Л. Христиансен). Филармония организует выступления мастеров музыкального и хореографич. иск-ва, творч. коллективов, в т.ч. представителей заруб. стран. В 30-40-е гг. среди самодеят. коллективов выделялись симф. оркестр клуба "Профинтерн" (позднее при Уральском политехнич. ин-те; дирижёр Г. Н. Белоглазов) и хор, существовавший под разл. назв. (рук. С. С. Бендицкий). С кон. 30-х гг. работает Ансамбль песни и пляски Уральского воен. округа. С 1959 в С. существует хор. об-во.

В 1934 в С. основана консерватория (с 1939 — им. М. П. Мусоргского, с 1946 — Уральская; первый директор — М. П. Фролов), в 1976 имелись ф-ты: фп., вок., оркестровый (включая нар. инструменты), хор., историко-теоретический; с 1944 в консерватории существует нац. отделение для бурятов, башкир, якутов и др. Среди основателей кафедр были проф. Е. Е. Егоров (пение), Н. Р. Бакалейников (орк. инструменты), B. Н. Трамбицкий (теория музыки и композиция), А. В. Преображенский (хор. дирижирование), М. И. Паверман (оперно-симф. дирижирование), Е. Г. Блинов (нар. инструменты). В С. работает Муз. уч-ще (с 1921 — муз. школа, с 1922 — муз. техникум (с 1928 им. П. И. Чайковского), с 1936 — Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского). В 1977 в С. было 44 муз. школы, в т.ч. муз. школа-десятилетка при консерватории (с 1943), 12 муз. школ 7-летнего обучения, 8 вечерних и 23 муз. школы с 5-летним обучением; имеется также Муз.-педагогич. уч-ще (с 1947). При многочисл. клубах и домах культуры работают муз. студии, курсы, кружки. В 1935 организован Обл. дом самодеят. иск-ва, преобразованный в 1936 в Обл. дом нар. творчества.

В 1939 создано Свердловское отделение CK РСФСР (оргкомитет с 1932), с 1966 — объединённая Уральская композиторская организация (на 1 янв. 1978 — 37 чл.), при ней Уральское отделение Музфонда СССР.

Литература: Майбурова Е. В., Музыкальная жизнь Екатеринбурга, в кн.: Из музыкального прошлого. Сб. очерков, (т. 1), ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (M), 1960; Штейнпресс Б. С., Музыкальная жизнь Свердловска в 1917-1941 гг., там же, (т. 23, М., 1965; О музыке и музыкантах Урала, Свердловск, 1959.

Б. С. Штейнпресс.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте