Музыкальная энциклопедия

Ташкент

Столица Узб. ССР (с 1930), один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров СССР. 1800 тыс. жит. (на 1 янв. 1979). В 1-е века н. э. Т. (Чачкент) был главным городом согдийской области Чач. В 10 в. Т. (Бинкент) — крупный торгово-ремесл. центр; в кон. 10 — нач. 13 вв. — удел в государстве Караханидов, получивший назв. Ташкент. В быту горожан были распространены нар. песни (обрядовые, колыбельные, лирич., сатирич.), касыды (оды), макомы, инстр. музыка, существовали муз.-артистич. цехи со своими рисола (уставами). Представления кукольного т-ра, канатоходцев (дорвоз), нар. комиков-острословов (кизыкчи) всегда сопровождались пением и инстр. музыкой (в исполнении ансамблей в составе сурная, карная, нагоры или дойры). В 14 в., в период правления Тимуридов, при дворе содержался целый штат музыкантов, в т. ч. из др. стран. В 16-18 вв. Т. стал объектом борьбы между разл. ханствами, что ослабило муз. развитие города.

Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России, Т. становится крупным адм., торговым и культурным центром Ср. Азии. Муз. жизнь города интенсивно развивается как в среде коренного местного, так и рус. населения. Наряду с нар. и проф. музыкой устной традиции, муз.-театр. представлениями, широко популярными были инстр. ансамбли (в составе — гиджак, дутар, танбур, чанг, най, сурнай, дойра). Своеобразным центром культивирования музыки в Т. стали чайханы (чайные), где выступали известные музыканты (певцы и инструменталисты), носители традиций узб. музыки, в т. ч. Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров и др. В новой (русской) части города значит. распространение получило домашнее музицирование, устраивались благотворит. концерты с участием местных (русских) любителей музыки; их силами ставились популярные оперы и оперетты. Устраивались камерные концерты (фп., скрипка, виолончель, флейта), создавались оркестры, хоры. Первый любительский муз. кружок возник в Т. в доме врача А. И. Никитинова (1870). Муз. об-во, организованное в Т. в 1884, имело симф. оркестр и хор. С 1898 существовал также хор. кружок "Лира". В уч. заведениях (в гимназии, реальном уч-ще и Учительской семинарии) создавались оркестры, хоры. Благодаря деятельности таких одарённых музыкантов, как А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, В. И. Михалек (первоначально занимали должности воен. капельмейстеров) и др., заметную роль в распространении рус. и зап.-европ. муз. классики в Т. играли дух. оркестры. Записи Эйхгорна положили начало изучению узб. нар. музыки, Лейсек провёл первые опыты её гармонизации ("Азиатское попурри" и др.). С кон. 19 в. в Т. выступали разл. муз.-театр. труппы — франц. опереточная труппа Лассаля (1891), итал. оперная (1907, 1910), Тифлисская опера (1894, 1897), Укр. муз.-драм. труппа (1895, 1899), труппы рус. антрепренёров (1909, 1912, 1913), тат. труппы "Hyp" и "Сайёр" (1911), азерб. труппы (1911; в 1916 — труппа У. Гаджибекова), передвижная рус. опера Ю. X. Южина (1915).

В нач. 20 в. в Т. появляются местные конц. организации. В 1904 создан кружок любителей симф. и камерной музыки, члены к-рого устраивали муз. вечера, в 1906 — Муз.-драм. об-во. В 1913 осн. Филармонич. об-во, в его концертах принимали участие дирижёры В. И. Михалек, Э. Я. Мелнгайлис. Местная рус. молодёжь организовывала балалаечные и духовые оркестры. Концерты, как правило, проходили в частных домах, в залах Военного и Обществ. собрания, в т-ре "Колизей" и Летнем т-ре. Наряду с муз.-драм., опереточными и оперными труппами в этот период выступали отд. музыканты-исполнители, в т. ч. гастролёры — скрипач К. М. Думчев, пианистка Я. Залесская (1903), флейтист А. Тершак, певица А. Фострем (1902) и др.

В 1890 при Муз. об-ве открылись муз. классы под рук. Лейсека. В 1896 начали работать муз. курсы Михалека, в нач. 1900-х гг. — муз.-педагогич. курсы под рук. Мелнгайлиса.

С установлением Сов. власти открылись широкие возможности для всестороннего развития нац. муз. жизни в городе. Т. становится центром культуры и иск-ва Туркестана; уже в первые годы Сов. власти проводятся концерты-митинги, "нар. концерты", концерты- лекции, устраиваются концерты симф. музыки, выступления дух. оркестров; возникают новые формы выступлений — этнографич. концерты (вечера вост. музыки); развивается самодеятельность. В этот период зарождается узб. конц. исполнительство, формируются постоянно действующие узб. и рус. муз.-драм. труппы. В 1918 в Т. открыт Рус. оперный т-р (с 1929 — Гос. т-р оперы и балета им. Я. М. Свердлова), на сцене к-рого ставились не только произв. рус. и зап.-европ. оперной классики, но и ранние оперы сов. композиторов ("Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "В плену у яблонь" Чишко). Здесь гастролировали Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, П. И. Цесевич (все в 1922), А. В. Нежданова (1924) и др. Рус. оперный т-р сыграл важную роль в формировании Узб. муз. т-ра, созданного в 1929 в Самарканде (в 1931 переведён в Т.) на базе Узб. гос. концертно-этнографич. ансамбля (осн. в 1926 под рук. М. Кари-Якубова). Этот т-р пост. оперы "Ёр-Таргын" Брусиловского и "Нэргиз" М. Магомаева. Поставленные в 1939 и 1940 первые узб. оперы — "Буран" Ашрафи и Василенко и "Лейли и Меджнун" Глиэра и Т. Садыкова положили начало созданию нац. оперного иск-ва (см. Узбекский театр оперы и балета). С 1939 в Т. работает Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (в 1973 переименован в Узб. муз. т-р им. Мукими), с 1971 — Рус. т-р оперетты.

Т. — город интенсивной конц. жизни, центр сосредоточения многочисл. муз. коллективов. Основанная в 1936 Узб. филармония им. М. Кари-Якубова объединяет наиболее крупные исполнительские силы. В её составе — Симф. оркестр Узб. ССР (1938, рук. З. Хакна-заров), Оркестр нар. инструментов им. Т. Джалилова (1938; первоначально наз. нотным, был в составе концертно-этнографич. ансамбля), струн. квартет (1952), хор. капелла (1952), ансамбли песни и танца "Шодлик" (1936), "Гузал" (1972), хорезмский ансамбль "Лязги" (1958), ансамбль нар. танца "Бахор" (осн. в 1957; до 1978 рук. М. Тургунбаева), эстр. оркестр (1966). В филармонич. концертах выступали гастролёры — пианисты А. Б. Гольденвейзер, Э. Г. Гилельс, Л. Н. Оборин, виолончелист Д. Б. Шафран, певицы К. Г. Держинская, И. К. Архипова и др. Симф. оркестром Узб. ССР дирижировали В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, К. Н. Илиев (Болгария) и др. При Узб. радиокомитете имеются Оркестр нар. инструментов (1957, на основе Ансамбля нар. инструментов, организованного в 1926), Ансамбль макомистов (1959), хор (1960), эстр.-симф. оркестр (1964), Уйгурский ансамбль песни и танца (1967), камерный оркестр (1974). В 1966 в Т. на основе Узб. госэстрады (1938) создано гастрольно-конц. объединение Узбекконцерт, куда входят: Ташкентский мюзик-холл (1970; осн. на базе узб. эстр. оркестра, к-рый существовал с 1958), Тат. эстр. ансамбль "Хайтарма" (1957), Корейский эстр. ансамбль "Каягин" (1965), вок.-инстр. ансамбли "Ялла" (1972) и "Синтез" (1974, с 1975 под назв. "Наво").

В Т. работает большинство муз.-учебных заведений Узбекистана, В 1934 открылась Высшая муз. школа, к-рая в 1936 была реорганизована в Ташкентскую консерваторию (с 1976 — им. М. Ашрафи); в 1936-38 по направлению Моск. консерватории здесь работали В. А. Цуккерман, Л. В. Данилевич, Ю. А. Фортунатов, И. И. Мартынов. В годы Великой Отечеств. войны 1941-1945 находившаяся в Т. большая группа рус. музыкантов, в т. ч. М. О. Штейнберг, С. Н. Василенко, Б. А. Арапов, Ю. Н. Тюлин, X. С. Кушнарёв и др., во многом способствовала развитию конц. и лекторско-музыковедческой деятельности в городе. Муз.-образоват. работа в Т. ведётся на спец. ф-тах Ин-та культуры (осн. в 1973), на муз. ф-те Педагогич. ин-та им. Низами. В Т. работают: Муз. уч-ще им. Хамзы (1924), Муз.-педагогич. уч-ще им. Ю. Раджаби (дошкольное; 1968), Детская муз. школа-интернат им. Р. М. Глиэра (1925), Центр. муз. школа-интернат им. В. А. Успенского при консерватории (1939), школа-интернат муз. воспитанников и муз.-художеств. школа-интернат, а также более 27 муз. школ-семилеток.

Центрами изучения узб. муз. наследия и проблем развития совр. музыки Узбекистана являются Отдел музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (осн. в 1928 в Самарканде как Ин-т музыки и хореографии; переведён в 1932 в Т., с 1933 — совр. назв.) и кафедры истории, теории музыки и вост. музыки (1972) Ташкентской консерватории. Проблемами реконструкции муз. инструментов занимается Экспериментальная лаборатория (создана в 1943 при Ин-те искусствознания, ныне при консерватории). В Т. проходят гастроли ведущих коллективов СССР и заруб. стран, Декады сов. республик, фестивали (в 1964 — "Ташкентская весна", в 1965 — "Мелодии долины роз"). Многие коллективы Т. гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом.

Высокого уровня и массового размаха достигла муз. самодеятельность Т. Симф. оркестры, оперные студии, хоры, оркестры узб. и рус. нар. инструментов, разл. инстр. ансамбли, эстр. коллективы и традиц. нац. ансамбли создаются при содействии респ. Дома нар. творчества (осн. в 1937). При гор. Доме культуры функционирует Народная филармония. Традиционными стали телевизионные конкурсы самодеят. муз. коллективов "Мархабо, талантлар" ("Пожалуйте, таланты") и "Чашма" ("Родник"), респ. смотры и олимпиады.

Литература: Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955; История Узбекской ССР, т. 1-4, Таш., 1967-68; Вызго Т., Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970; История узбекской советской музыки, т. 1-2, Таш., 1972-73.

Р. С. Абдуллаев.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте