Новая философская энциклопедия

ТИХОМИРОВ

ТИХОМИРОВ Лев Александрович [19 (31) января 1852, Геленджик – 16 октября 1923, Сергиев Посад] – русский общественный и политический деятель, публицист, литератор, политолог и философ. Родился в семье военного врача. В 1870–73 учился в Московском университете, где вступил в группу «чайковцев». В 1873 был арестован и осужден по «процессу 193-х». Более 4 лет провел в Петропавловской крепости. С 1878 член центра «Земля и Воля», с 1879 член Исполнительного комитета и редакции «Народной Воли». В 1882 вместе с семьей эмигрировал. Издавал вместе с П.Л.Лавровым [ЛАВРОВ]«Вестник Народной Воли». В эмиграции окончательно разочаровался в революционных идеалах, опубликовал брошюру «Почему я перестал быть революционером» (1888), подал прошение о помиловании, которое было удовлетворено. После возвращения в Россию сотрудничал в «Московских ведомостях» и «Русском обозрении». Большое количество его статей и книг посвящены проблемам общественного развития (революционное движение в России, социализм и рабочий вопрос, церковная реформа). С 1914 отошел от активной общественной деятельности, целиком посвятив себя религиозно-философскому творчеству.

Жизнь и творчество Тихомирова представляют собой пример поворота отечественной социально-философской мысли от материализма и утопических социологических схем к христианскому миросозерцанию. Именно в рамках последнего Тихомиров критикует русское революционное движение: драма социально-революционных «брожений» – лишь отражение религиозного отступничества, бунта против Бога в душе человека. В книге «Монархическая государственность» (1905, переизд. 1992) классификация основных принципов верховной власти проводится с точки зрения той силы, которой нация по своему нравственному состоянию способна больше доверять: демократия (сила количественная), аристократия (доверие к авторитету, к лучшим людям), монархия (доверие к нравственно-религиозной силе). «Религиозно-философские основы истории» (опубл. 1997) представляют собой попытку интерпретации всемирной истории с точки зрения двух основных религиозных принципов: дуалистического, признающего онтологическое различие Бога-Творца и твари и находящего свое высшее выражение в христианстве, и монистического (различные формы пантеизма, политеизма, челове-кобожества). Методологически дихотомия Тихомирова очень близка к схеме разделения культурных начал на иранское и кушитское у А.С.Хомякова [ХОМЯКОВ].

Сочинения:

1. Письма к М.В.Лодыженскому. – «ВФ», 1992, № 5;

2. Критика демократии. М., 1997.

Литература:

1. Плеханов Г.В. Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л.Тихомирова. – Соч., т. 3. М.–Л., 1928;

2. Степанов А.Д. «Я увидел и отвернулся...»: Л.Тихомиров о русской революции, в. 1. – «Вече». СПб., 1994.

В.Н.Катасонов



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте