Советская историческая энциклопедия

ТОТЕМИЗМ

(от тотем, на языке сев.-амер. индейцев племени оджибве буквально — его род) — комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплем. общества, связанных с представлением о фантастич. сверхъестеств. родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и т. н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевл. предметами), с другой. Термин "Т." введен в науку англ. путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее полно Т. сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У нек-рых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Осн. видом Т. является клановый или родовой Т.; другие виды Т. — индивидуальный (нагуализм) или половой — редки. Тотем — чаще всего вид животных — является предметом религ. почитания данной группы — обычно родовой общины, членам к-рой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемич. экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифич. предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магич. обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемич. причащение), к-рое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему.

=====

Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих Т. Если одни исследователи готовы видеть в Т. первонач. форму религии (напр., франц. социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религ. смысл Т., как, напр., совр. франц. ученый К. Леви-Строс, к-рый считает Т. примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями перво- бытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактич. данных о Т. англ. этнограф Дж. Фрейзер, к-рый, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и др.), убедительно показывают, что Т. — явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религ. комплексов, ключ к к-рому следует искать в кровнородств. отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др.

=====

Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталинабад, 1958; Frazer J., Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; Lévi-Strauss C., Le totemisme aujourd'hui, P., 1962.

=====

Б. И. Шаревская. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте