Новая философская энциклопедия

У

У (кит., букв. – вещь, объект) – одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у, букв. – человеческая вещь); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту (у во, букв. – вещь и я). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях – «цвет вспаханной земли», «разноцветный», «пестрый бык»; более поздние, чжоуские – «бык, жертвенное животное», «род, вид, класс», «обозначение, символ». Этимологическим наследием в семантике У стали идеи одушевленности (в иероглифе присутствует ключевой элемент – «бык»), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа имеет исходное значение «вспашка земли, земледелие»), классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в «10 000 родов».

У в целом трактовалось китайскими философами как «оформленное» (см. Син – телесная форма) и «деятельное» (вэй) проявление общемировой «пневмы» (ци), подразумевающей также субстантивацию духовных начал. Согласно «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.), «осемененная пневма образует вещи»; аналогично в «Гуань-цзы»наличие «семени» (цзин [ЦЗИН]) означает «рождение всякой вещи» от злаков и небесных светил до «навей и духов» – гуй шэнь (см. Шэнь [ШЭНЬ]). Под У могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление («Чжуан-цзы»:«Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь»), и идеализированный образ действительности (в «Дао дэ цзине» дао [ДАО] – это У). В древнекитайских протологических и лингвистических теориях У – общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом которого являются «имя», «слово», обозначение или сам обозначающий субъект: согласно «Ли цзи»,«слова обладают У», т.е. значениями; в «Мо-цзы»«всеобщая любовь» и агрессивная война суть «вещи» (У), отличные от частного, конкретного объекта – «реалии» (ши). В классификациях «имен» У фигурирует в качестве наиболее общей категории – «всеобщего имени» (да мин) у моистов (см. Mo цзя) и «большого общего имени» (да гун мин) в «Сюнь-цзы». В «Гунсунь Лун-цзы» (4–3 вв. до н.э.) У и чжи (в значении «палец», «показатель») составляют универсальную оппозицию «означаемое – означающее». В понятии «У» сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. лат. res, англ. thing, нем. Ding, франц. chose и др. – «вещь», «дело», «обстоятельство»), что получило явное выражение в истолковании термина «гэ у»(«выверение вещей», см. Чжи-син) из «Да сюэ», древнейший комментатор которого Чжэн Сюань (127–200) уподобил У «делам», Чжу Си [ЧЖУ СИ]определил как «дела и вещи» (ши У), а Ван Янмин [ВАН ЯНМИН] – прямо как «дела». В отличие от западного понятия «вещь», которое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, китайское У включает и человека: «Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе» («Чжуан-цзы»).

Как явления субстанционно-процессуальные У подчинены универсальному закону Пути (дао) и структурируемы принципами (ли), что было сформулировано уже в «Хань Фэй-цзы»:«Путь делает тьму вещей таковыми, каковы они суть, и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки (вэнь), формирующие вещи». Сочетание «у ли» («принципы вещей») стало синонимом научного познания всего «между небом и землей», а в новейшее время сузилось до «физики». Янь Фу (1854–1921) использовал У для перевода дарвиновских терминов «вид» (у чжун) и «борьба за существование» (у цзин). В современном языке У – формант терминов «материя» (у чжи) и «материализм» (вэй-у-чжу-и).

Литература:

1. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 85–92;

2. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фань-чоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 216–38.

А.И.Кобзев

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте