Советская историческая энциклопедия

ЮМ

1.

(Hume), Аллан Октавиан (6.VI.1829 — 31.VII.1912) — деятель инд. нац. движения. Крупный чиновник англ. колон. администрации в Индии. Орнитолог. Служил в колон. аппарате Индии с 1849. В 1882 вышел в отставку. Принял активное участие в создании Индийского национального конгресса (ИНК), в первые годы существования ИНК был одним из его руководителей. Стремился удержать деятельность ИНК в рамках лояльной оппозиции колониальному режиму. В 1894 вернулся в Англию, но продолжал сохранять связи с ИНК, считался его почетным секретарем.

=====

Л. И. Юревич. Москва.

2.

(Hume), Дэвид (26.IV.1711 — 25.VIII.1776) — англ. философ, историк, экономист; один из крупнейших представителей англ. Просвещения. По происхождению шотландец. Род. в Эдинбурге в семье небогатого сквайра. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1734-37 жил во Франции. В 1752-57 занимал должность библиотекаря в Эдинбургском об-ве юристов. В 1763-66 — на дипломатической службе в Париже; сблизился с кружком франц. энциклопедистов. В 1767-68 Ю. — пом. гос. секретаря. В 1769, выйдя в отставку, стал секретарем созданного в Эдинбурге Философского общества, объединявшего видных деятелей шотландской культуры и науки (экономист А. Смит, философ А. Фергюсон и др.).

=====

Уже в первом, наиболее крупном произведении Ю. — "Трактате о человеческой природе" ("A treatise of human nature...", v. 1-2, L., 1738-40) — были сформулированы его осн. филос. идеи. Определяющая черта философии Ю. — скептицизм и агностицизм субъективно-идеалистич. толка. Отрицая познаваемость мира, Ю. считал невозможным доказать существование причинности в природе, хотя и признавал причинность в области психич. процессов. Именно внутр., психологич. миром человека он ограничивал сферу опытного знания.

=====

Большую популярность у современников принесли Ю. его "Эссе" на морально-филос. и экономич. темы, впервые опубл. в 40-50-х гг. 18 в. (последнее, 10-е авторизов. издание ("Essays moral, political and literary") вышло посмертно в 1777). В экономич. очерках Ю. выступает как критик меркантилизма и поборник свободной торговли, к-рая, по его мнению, является важным двигателем экономич. благосостояния гос-ва. Экономич. очерки Ю. "...были прославлением быстро развивавшегося тогда в Англии капиталистического общества..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 250). В области социально-политич. воззрений Ю. — идеолог клас. компромисса буржуазии и зем. аристократии, убежденный сторонник конституц. монархии, способной обеспечить интересы этих классов.

=====

Большую роль в развитии идей европ. Просвещения сыграла юмовская критика религии. Отказавшись от взгляда на религию как на результат деятельности обманщиков, Ю. сумел вскрыть нек-рые объективные, гл. обр. психологические, корни религ. представлений (страх и т. п.), а также наметил нек-рые ист. этапы развития религ. сознания. Вместе с тем эти наблюдения, а также разоблачения реакц. роли религии и церкви в жизни общества и фактич. отрицание существования бога сочетаются у Ю. с признанием за религией (в некоей абстрактной "естеств." форме) права на существование в качестве средства стабилизации существующих обществ. порядков.

=====

Осн. историч. произведение Ю. "История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688" ("The history of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688", v. 1-8, L., 1754-78) — одно из первых систематич. изложений политич. истории Англии. Ю. интересуют прежде всего проблемы внеш. политики, деятельность государей и министров, войны и дипломатия. Нек-рое внимание он уделяет также вопросам культуры, истории нравов и обычаев, полностью игнорируя проблемы экономики. Движущей силой ист. процесса выступают у Ю. развитие идей и морали, а также деятельность отд. личностей. В духе ист. представлений просветителей Ю. рассматривает всю эпоху ср. веков как период варварства и произвола. Умеренный тори, он с симпатией рисует эпоху Тюдоров и особенно Стюартов (последние, по его мнению, лишь продолжали традиц. политику в духе тюдоровского абсолютизма и поэтому якобы не могут считаться виновниками революции). Не видя ни социально-экономич., ни политич. причин революции, Ю. вслед за Кларендоном сводит их к религ. фанатизму ("богословской ненависти") масс. Реставрацию Ю. считает благом, т. к. она якобы положила конец "периоду смуты и хаоса". В оценке переворота 1688-89 (т. н. Славная революция), установившего, по его мнению, лучшую в мире конституцию, Ю. вполне солидарен с вигами, хотя в др. случаях склонен преувеличивать степень их политич. радикализма. Материалы "Истории Англии" были использованы К. Марксом в "Хронологич. выписках" (см. Архив Маркса и Энгельса, т. VII, 1940).

=====

Соч.: The philosophical works, v. 1-4, L., 1890; Essays moral, political and literary, L., 1904; The letters, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters, Oxf., 1954; В рус. пер. — Соч., т. 1-2, M., 1965.

=====

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 20, 21, 23, 25, ч. 1-2, 26, ч. 1-2, 29, 32-34 (см. Указат. имен); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); Косминский Е. A., Историография средних веков, М., 1963, с. 240-43; Нарский И. С., Философия Давида Юма, М., 1967; его же, Давид Юм, М., 1973 (лит.); Bongie L., David Hume, prophet of the counterrevolution, Oxf., 1965; Leroy A. L., La critique et la religion chez David Hume, P., 1953; Mossner E. C., The life of David Hume, Oxf., (1970).

=====

K. Н. Татаринова. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте