Советская историческая энциклопедия

УПАНИШАДЫ

(санскр. упанишад, букв. — сидение около (наставника), в дальнейшем — сокровенное знание, тайное учение) — др.-инд. трактаты преим. этико-филос. характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. до н. э. вплоть до 14-15 вв. н. э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. для них характерно монистич. осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала — Брахмана, и высшего индивидуального начала — Атмана). Воздействие У. прослеживается в религ.-филос. системах буддизма, йоги, санкхьи; на их основе была создана система веданты. Философия У. оказала влияние на взгляды крупнейших инд. Мыслителей — Шанкары (8-9 вв.), Рамануджи (11 в.) и др., вплоть до 20 в. (Р. Тагор). У. — один из важнейших памятников по истории инд. культуры; содержат интересный материал по древней истории Индии.

=====

Публ. в рус. пер.: Брихадараньяка упанишада, М., 1964; Чхандогья упанишада, М., 1965; Упанишады, М., 1967; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1925.

=====

Лит.: Сыркии А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956, с. 112-223.

=====

А. Я. Сыркин. Москва.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте