Большая советская энциклопедия

Узел

I

У́зел

в технике, 1) часть машины, механизма, установки и т. п., состоящая из нескольких более простых элементов (деталей) и представляющая собой сборочную единицу, входящую в Агрегат. 2) Совокупность связанных между собой и расположенных в одном месте сооружений, механизмов, машин и др. устройств, например Гидроузел, радиоузел. 3) Пункт соединения нескольких магистральных направлений автомобильных дорог — Транспортная развязка, а также пункт совместной работы нескольких железнодорожных станций — Железнодорожный узел. 4) Смежные помещения в здании, в которых размещены Санитарные приборы и др. необходимое оборудование — санитарный У. 5) Место (точка) соединения нескольких стержней и т. п. элементов, расположенных под углом друг к другу в строительных несущих конструкциях (См. Несущие конструкции). 6) Точка соединения нескольких ветвей электрической цепи (См. Электрическая цепь). 7) Временное соединение двух гибких тросов или троса с каким-либо предметом. См. Узлы морские.

II

У́зел

в физике, точка или поверхность в стоячих волнах (См. Стоячие волны), в которой кинетическая или потенциальная энергия волны равна нулю. В натянутой гибкой струне при синусоидальных собственных колебаниях (См. Собственные колебания) У. растяжения чередуются с У. смещения. В звуковой стоячей волне У. давления чередуются с У. скорости. В том и другом случае чередуются нули соответственно потенциальной и кинетической энергии. У. потенциальной энергии совпадает с пучностью кинетической энергии, и наоборот. В электромагнитных стоячих волнах У. электрического и магнитного полей являются нулями напряжённостей соответственно электрического и магнитного полей, причём У. электрического поля являются пучностями магнитного поля, и наоборот.

III

У́зел

в навигации, внесистемная единица скорости, применяемая для определения скорости судов. 1 У. = 1 миля/ч = 1,852 км/ч = 0,5144 м/сек. Термин «У.» возник во времена парусного флота, когда скорость судов определяли по быстроте сматывания троса (лаглиня) с вьюшки ручного лага. Лаглинь был разбит на отрезки по 50 Футов 8 Дюймов ( мили), обозначавшиеся «узлами». Скорость сматывания лаглиня определялась за время мин ( ч). Количество У. (отрезков), сошедших с вьюшки за мин, соответствовало скорости судна в милях в час.

IV

У́зел (матем.)

один из видов особых точек (См. Особая точка) дифференциального уравнения. Все интегральные кривые, проходящие через точки достаточно малой окрестности такой точки, входят в неё. Рассматривают различные типы У.: а) обычный У. — все интегральные кривые входят в особую точку, касаясь (кроме одной кривой) одного направления (рис., 1); б) вырожденный У. — все без исключения интегральные кривые проходят через особую точку, касаясь одного направления (рис., 2); в) особый У. (дикритический) — всякое направление является направлением входа в начало координат (рис., 3).

Термин «У.» употребляется также как синоним одного из типов особых точек (См. Особая точка) кривой — узловой точки, в топологии под У. в простейшем случае понимают непрерывную замкнутую пространственную кривую без самопересечения, и т. д.

Рис. к ст. Узел.

V

(ботаническое)

часть оси побега, на которой образуются лист, почка и иногда придаточные корни. У. разделены междоузлиями. В зависимости от сближенности У. различают побеги удлинённые и укороченные. Формируются У. на конусе нарастания побега при заложении зачатков листьев. Через У. в ось побега внедряются прокамбиальные пучки развивающегося листа, из которых (а также из пучков ранее заложенных листьев) формируются общие пучки оси побега, составляющие всю его проводящую систему. Разное анатомическое строение У. зависит от типа листорасположения (См. Листорасположение), от числа прокамбиальных пучков в листе (см. Листовой след) и характера их вхождения в У. К проводящей системе оси побега в его У. присоединяются и пучки пазушных почек (веток), которые образуют так называемые веточные следы. Строение У. побегов разных видов растений — систематический признак.

Типы узлов двудольных растений. А — узел побега ивы: I — общий вид трехлакунного узла, II — поперечный срез стебля над узлом, III — поперечный срез угла того же побега; Б — поперечный срез однолакунного узла спиреи; В — поперечный срез трёхлакунного узла с группой пучков в срединной лакуне побега капусты; Г — поперечный срез многолакунного узла щавеля; 1 — пучки листового следа; 2 — листовая срединная лакуна; 3 — листовая срединная лакуна; 4 — пучки листового следа предыдущего листа.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте