Новая философская энциклопедия

ВАЛЛА

ВАЛЛА (Valla) Лоренцо (ок. 1407, Рим – 1 августа 1457, Рим) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики. В 1431–33 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редакции – «О наслаждении как истинном благе», «De voluptate ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника – стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец – о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Баллы: наслаждение полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям.

В 1435–47 Валла служил секретарем у Альфонса Арагонского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439–40 им было написано философско-теологическое сочинение «О свободе воли» (De libera arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека, сохранившую способность самостоятельного выбора между добром и злом. В «Диалектических диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитанскому периоду относятся и остро антицерковные сочинения Баллы, создание которых стало возможным в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете» (1439–43, рус. пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и отречением от мирской жизни. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Валла, опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на светскую власть. «Рассуждение» стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Валла был привлечен к инквизиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1444).

При новом папе, Николае V, Валла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилиану. Валла продолжил в Риме редактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Главным трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету», где различные кодексы греческого текста Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом, – пример исторической критики текста. Напечатанные в 1505 «Примечания» способствовали формированию идей Реформации.

Сочинения:

1. Opera omnia, a cura di Ε.Garin, v. 1–2. Torino, 1962;

2. в рус. пер. – В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963;

3. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Литература:

1.  Ревякина Н.Б. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие. – В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989;

2. Gaeta F. Lorenzo Valla. Filosofia e storia nell’ umanesimo italiano. Napoli, 1955;

3. Camporeale S.I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972;

4. Lorenzo Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966;

5. Fubini R. Umanesimo e secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.

Л.M.Брагина



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте