Новая философская энциклопедия

ВАН БИ

BAH БИ (Ван Фусы) – [226, Шаньян (Цзяоцзоши современной провинции Хэнань) – 249] – китайский философ, один из родоначальников сюань сюэ [СЮАНЬ СЮЭ] – синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном», т.е. сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций – «чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220–264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу и люэ ли» («Основные принципы «Чжоуских перемен»»), «Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоуским переменам»»), «Лао-цзы чжу» (наиболее авторитетные и, возможно, древнейшие комментарии к «Дао дэ цзину») и др. Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников – конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти-юн в значении «телесная сущность (субстанция) – деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин», 40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием», трактуемым как «единая», «центральная», «предельная» и «главенствующая» «первосущность» (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление». Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение / судьбу» (мин [МИН]) с помощью категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» и противопоставлял «делам/событиям». Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань, см. Гуа [ГУА])между их «телесной сущностью» и чувственными свойствами, природной основой и устремлениями и реализуется прежде всего во времени.

Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временны́х процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата (символические категории гуа) суть «времена». Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности несводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний – «вычислений жребия». Это философское истолкование учения «Чжоу и» было направлено против его манти-ческой интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ [СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ]) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И [ЧЭН И]. В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли, а в учении буддийской Хуаянь школы [ХУАЯНЬ ШКОЛА] – положение о дихотомии ли – ши [ЛИ-ШИ].

Сочинения:

1. Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. с примечаниями и разъяснениями), сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980;

2. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979;

3. A Translation of Lao Tzu’s «Tao Te Ching» and Wang Pi’s Commentary, transl. by Lin P.J. Ann Arbor, 1977.

Литература:

1. Петров А.А. Ван Би. (226–249). Из истории китайской философии. М. – Л., 1936;

2. Tang Yung-t’ung. Wang Pi’s New Interpretation of the I-ching and Lun-yu. – «Harvard Journal of Asiatic Studies», 1947, v. 10.

А.И.Кобзев



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте