Новая философская энциклопедия

ВАН ТИНСЯН

BAH ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) [4 декабря 1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань – 23 сентября 1544] – китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа» (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530–33) и глава цензората (1533–41); в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна – сборник эссе «Шэнь янь» («Осмотрительные слова») и «Я шу» («Переложения классики»). Оставаясь в рамках неоконфуцианства [НЕОКОНФУЦИАНСТВО], Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального (школы братьев Чэн – Чжу Си [ЧЖУ СИ]) и неофициального (школы Лу Цзююаня – Ван Янмина). По онтологическим взглядам близок к Чжан Цзаю [ЧЖАН ЦЗАЙ]. Универсальной мировой субстанцией, существовавшей «до рождения Неба (тянь [ТЯНЬ]) и Земли (ди)», считал «изначальную пневму» (юань ци [ЮАНЬ ЦИ]), которая является «наивысшей вещью(у)», корнем и телесным субстратом (ти) «принципов» (ли) и дао [ДАО], содержа в себе «семена» всех объектов. «Великий предел» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» (ци). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологическом смысле – как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются «формы» и «принципы» и полностью актуализируется дао.

В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. «Индивидуальная природа» (сии) человека, по его теории, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом; доброта изначально присуща только «совершенномудрым», простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты, противостоящий ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы [МЭН-ЦЗЫ], сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ]. Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благо-смыслия» (лян чжи [ЛЯН ЧЖИ]). С позиций реализма и практицизма выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу [ДУН ЧЖУНШУ],«нумерологии» (сян шу чжи сюэ) Шао Юна [ШАО ЮН]и квиетизма Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ].

Сочинения:

1. Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965.

А.И.Кобзев



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте