Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Варшавско-Венская железная дорога

Главная линия этой дороги от Варшавы до австрийской границы — старейшая в России после Царскосельской. Она возникла при следующих обстоятельствах. В начале сороковых годов Царство Польское составляло особое наместничество, во главе которого стоял весьма влиятельный князь Паскевич-Варшавский. Он хлопотал о скорейшем осуществлении дороги, весьма важной для вверенного ему края, проходящей по богатейшим земледельческим и промышленным местностям Царства и соединяющей Варшаву с сетью австрийских железных дорог. Нужно заметить, что в то время Царство Польское было отделено от империи таможенною чертою, уничтоженной лишь в 1850 году, причем ввозные таможенные пошлины в Царстве Польском были гораздо ниже, чем в Империи. Вследствие этих условий значительно облегчались сношения Царства Польского с пограничными частями Австрийской империи и Прусского королевства и затруднялись сношения с Империей. Новая железная дорога, конечно, еще более облегчила сношения с Австрией. Постройка ее была передана частному обществу; срок концессии (90 лет) истекает 20 октября (1 ноября) 1932 г. Ширина колеи Варшавско-Венской железной дороги принята та же, что и на железных дорогах Пруссии и Австрии, — уже, чем на большинстве русских железных дорог. Таким образом, все грузы, идущие изнутри России на эту дорогу, обязательно перегружаются, а заграничные свободно доходят до Варшавы.

В конце 50-х годов другому железнодорожному обществу, названному Варшавско-Бромбергским, была выдана концессия на железную дорогу, соединяющую город Лович с прусской границей у Александрова (близ прусской крепости Торн). Впоследствии (1 января 1890) две компании слились воедино, под названием Варшавско-Венской железной дороги. Срок открытия участков этой дороги и длина главных участков следующие:

| Варшавско-Венская:                                                                                                                         |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от Варшавы до Гродзиска                                                                    | в июне 1845 г.                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| до станции Скерневицы                                                                       | в октябре 1845 г.                 |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| до станции Рогов и ветвь до Ловича                                                    | в ноябре 1845 г.                   |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от Рогова до Петрокова                                                                       | в октябре 1846                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| до станции Ченстохова                                                                        | в декабре 1846                    |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| до станции Зубковицы (Зомбковицы)                                                    | в декабре 1847                    |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| до станции Граница                                                                             | в апреле 1848                      |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от станции Зубковицы до прусской границы                                         | 14 (26) августа 1859             |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Варш.-Бромбергск.                                                                                                                            |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от станции Лович до станции Кутно                                                     | 19 ноября (1 дек.) 1861        |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от станции Кутно через Александров до прусской границы                  | 22 ноября (4 дек.) 1862        |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| от ст. Александровска до ст. Цехоцинок                                              | 19 июня (1 июля) 1867         |

Эксплуатационная длина Варшавско-Венской жел. дор. составляет:

| а) от Варшавы до станции Граница                                            | 287,7 верст        |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| б) " станции Зубковицы до прусской границы                             | 16,6 "                 |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| в) " станции Скерневицы до Ловича                                           | 19,9 "                 |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| г) " Ловича через Александров до прусской границы                 | 130,7 "               |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| д) " Александрова до Цехоцинка                                               | 6,0 "                   |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Итого                                                                                        | 461,9 верст.       |

Положение железной дороги, движение по ней и доходность представляются в следующем виде:

| Акционерный капитал                       | 13295700 р.                                   |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Облигационный "                              | 5913300 "                                      |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дополнительный "                            | 29579363 "                                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Подвижной       | вагонов                  | 6305                                              |

| состав:             |--------------------------------------------------------------------------------------|

|                         | паровозов              | 271                                                |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Доход 1890 г.                                   | 11016296 р., на вер. 24114 р.         |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| расход 1890 г.                                  | 6278294 р.                                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| чист. дох. 1890 г.                             | 4738002 р., на вер. 10277р.            |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| число пассажир.                              | 2574756 р.                                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| пудо-верст                                       | 33204850 (в тысячах)                     |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| пробеги                                            | 4209099 поездо-верст.                   |

Эти цифры показывают, что В. В. ж. д. одна из самых доходных в России, уступая в этом отношении из русских дорог лишь линиям Николаевской, Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской. Прибавим еще, что эта дорога не имеет никакого долга правительству ни по прежним уплатам гарантии, ни по особым ссудам. Доходность железной дороги объясняется естественными условиями края, через который она проходит, и некоторыми мерами правительства, в числе которых особенно важны снятие таможенной черты, разделявшей империю от Царства Польского в 1850 году, надел крестьян землею и другие реформы 1864—1866 гг. Первая мера открыла для произведений Царства Польского весь обширный русский рынок, а реформы 1864 и следующих годов оживили земледелие и промышленность Привислянского края. Население Варшавы почти утроилось в последние 25 лет, а промышленность и торговля этого города увеличились еще в больших размерах. Варшавская и северная часть Петроковской губернии — самая богатая часть Привислянского края в сельскохозяйственном отношении; особенно быстро здесь развивается свеклосахарная промышленность, и польский сахар получает все более широкий сбыт в России. Лодзь и его окрестности — весьма важные центры мануфактурной промышленности, особенно по производству хлопчатобумажных и шерстяных тканей; здешняя промышленность быстро развивается и расширяет свой сбыт. Все произведения этого района, направляющиеся внутрь России, проходят по Варшавско-Венской жел. дороге. На самой границе, в Сосновицах и их окрестностях, в последние 15 лет быстро вырос другой промышленный центр, быстро развивающийся и дающий значительные грузы ж. д. Наконец, особенную важность для нее получил Бендинский горнопромышленный округ, тоже у границы Силезии и Галиции, богатый каменным углем, железными и цинковыми рудами. Железоделательный и цинковые заводы здесь все развиваются и более половины их изделий проходят с лишком 250 верст по В. В. ж. д. На этой ж. д., в отличие от всех других в России, наибольшее движение происходит от границ внутрь страны. В последние годы движение с австрийской и прусской границы уменьшилось вследствие возвышения наших ввозных пошлин.

В следующей таблице даны сведения о тех станциях В. В. ж. д., с которых отправлено или куда прибыло более 5 миллионов пудов грузов.

|                                | Тысячи пудов                  |

|                                |---------------------------------------- |

|                                | Отправ.        | Приб.         |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Домброва                | 25263           | 11878         |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Нивка                      | 23042           | —              |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Сосновицы               | 17216           | 13772         |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Милевицы                | 16263           | 380            |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Стржемешице          | 13355           | 693            |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Гзилов                     | 7644             | 201            |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Варшава                  | 5550             | 34729         |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Граница                   | 5308             | 737            |

|--------------------------------------------------------------------------|

| Всего                       | 170138                             |

|--------------------------------------------------------------------------|

| " в 1889                   | 175519                             |

Все места, отправляющие более 6 милл. пудов груза, находятся на южной оконечности дороги. По прибытию выдается Варшава, затем другие два промышленные центра — Домброва и Сосновицы.

Каменного угля отправлено станциями дороги в тыс. пуд.: 1858 г. — 946, 1864 — 6643, 1870 — 17714, 1875 — 25365, 1880 — 77701, 1885 — 88323, 1890 — 93815; следовательно, каменный уголь составляет, по весу, более половины всех грузов дороги, и количество его, перевозимое В.-В. ж. д., с 1858 года увеличилось почти во 100 раз.

См. отчет по эксплуатации В. В. ж. д. за 1890 год (Варшава, 1891).



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте