Советская историческая энциклопедия

ВЕБЕР

1.

(Weber), Макс (21.IV.1864 — 14.VI.1920) — нем. социолог, историк, философ; экономист и политик, оказавший большое влияние на бурж. идеологию в области обществ. наук и политич. мысли. Проф. в Берлине (с 1893), Фрейбурге (с 1894), Гейдельберге (1897-1903), Мюнхене (с 1919).

=====

Политич. деятельность В. начал в 90-х гг. Сущность его социально-политич. кредо сводилась к признанию невозможности оставлять политич. руководство Германией в руках прус. юнкерства и к необходимости создания рабочей аристократии, способной не только предотвратить революц. выступления трудящихся, но и участвовать в руководстве государством в целях достижения Германией мирового могущества. В. был ревностным сторонником герм. империалистич. экспансии, однако считал, что из-за ошибок Вильгельма II и его советников Германия вступила в 1-ю мировую войну в неблагоприятной для нее междунар. обстановке; в целях предотвращения воен. разгрома герм. империализма настаивал (с 1915) на достижении соглашения со странами Антанты. По мере нарастания революц. кризиса в Германии В. считал все более неотложным проведение политич. реформ, резкое ограничение императорской власти. Пропагандировал идею союза империалистов Германии и Антанты для уничтожения Сов. гос-ва. С началом Ноябрьской революции 1918 в Германии В. развернул активную деятельность, направленную на спасение капиталистич. строя; принимал участие в качестве эксперта в создании Веймарской конституции; добивался наделения президента чрезвычайными полномочиями и его независимости от рейхстага.

=====

С начала 1900-х гг. В. выдвинулся как виднейший теоретик неокантианства в области методологии обществ. наук. В. пытался создать целостную методологию изучения обществ. жизни, способную, по его мнению, противостоять ист. материализму. Исходным принципом методологии В. было отрицание материалистич. теории отражения. Все понятия социальных наук, по В., — лишь конструкции, созданные в процессе познания для упорядочения и систематизации безбрежного хаоса разнородных явлений; науч. понятия вырабатываются в соответствии с теми культурными ценностями, к-рые считаются важными в данном обществе. В отличие от Г. Риккерта, В. считал общие понятия в истории неустранимыми, они — средство для понимания и оценки ист. фактов Но такие понятия для В. — лишь идеальные типы, своего рода масштабы, логич. утопии, лишенные конкретно-ист. содержания. К идеально типич. понятиям В. относил такие категории, как гос-во, капитализм, феодализм, демократия и т. д. При помощи теории идеальных типов В. стремился изгнать из методологии обществ. наук идею о закономерном характере ист. развития. Классовый смысл методологич. изысканий В. особенно ярко проявился в его социологич. и ист. работах: "Протестантская этика и дух капитализма" ("Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus"), "Протестантские секты и дух капитализма" ("Die protestantischen Sekten und der Geist des Kapitalismus"), "Хоз. этика мировых религий" ("Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen"), "Хозяйство и общество" ("Wirtschaft und Gesellschaft"). Рассматривая капитализм как идеально-типич. понятие, осн. признаком к-рого является "капиталистич. дух", выступающий в виде стремления к рентабельности, прибыльности и рациональной орг-ции произ-ва, В. "обнаруживал" капиталистич. экономику в самые различные ист. эпохи. Появление совр. капиталистич. общества было обусловлено, по мнению В., прежде всего развитием в идеологии зап.-европ. ср.-век. сект норм хоз. этики, наиболее полно выражающей "капиталистич. дух", возникнув, т. о., из религ. источника, "капиталистич. дух" был затем в условиях Европы 16-17 вв. практически применен своими носителями (представителями различных течений протестантизма) при организации новых форм произ-ва. Европа стала родиной совр. капитализма, по мнению В., гл. обр. потому, что из всех мировых религий лишь зап.-европ. христианство создало идеологию хоз. деятельности, вполне адекватную капиталистич. духу. Изображая капитализм как самую совершенную форму экономич. деятельности, В. утверждал, что в совр. мире ведущая роль должна принадлежать капитализму стран "зап. мира", т. к. это якобы предопределено уже самим происхождением совр. капитализма Взгляды В., пронизанные апологией капиталистич. строя, получили широкое распространение среди современных идеологов буржуазии в ФРГ, США, Англии.

Соч.: Ист. очерк освободит. движения в России и положение бурж. демократии, пер. с нем., К., 1906; История х-ва, пер. с нем., P., 1923; Город, пер. с нем., P., 1923; Агр. история Древнего мира, пер. с нем., M., 1925; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1-3, Tübingen, 1922-23; Gesammelte politische Schriften, Münch., 1921; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, Tübingen, 1922, 2 Aufl., 1951; Wirtschaft und Gesellschaft, Tübingen, 1921-23; Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., B., 1958; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tübingen, 1924.

=====

Лит.: Ленин В. И., Доклад о революции 1905 г., Соч., 4 изд., т. 23, с. 243; Неусыхин А., "Эмпирич. социология" Макса Вебера и логика ист. науки, "Под знаменем марксизма", 1927, No 9, 12; Данилов А. И., Нем. бурж. историки "либерального направления" во время 1-й мировой войны и революции 1918-19 гг. "ННИ", 1958, No 5; его же, Проблемы аграр. истории раннего средневековья в нем. историографии кон. XIX — нач. XX вв., (М., 1958); Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. историч. мысли, M., 1959; Naumann R., Theorie und Praxis des Neoliberalismus, B., 1957; Horn I. H., Religion und Gesellschaft, Beiträge zur Kritik der gegenwärtigen bürgerlichen Geschichtsphilosophie, В., 1958; Schelting A., Max Webers Wissenschaftslehre, Tübingen, 1934; Henrich D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers, Tübingen, 1952; Bergstraesser A., Max Webers Antrittsvorlesung in zeitgeschichtlicher Perspektive, "Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte", 1957, Jg 5, H. 3; Schieder Th., Das Verhältnis von politischer und gesellschaftlicher Verfassung und die Krise des bürgerlichen Liberalismus, "Hist. Z.", 1954, No 19.

=====

А. И. Данилов. Томск.

2.

(Weber), Христиан Фридрих — ганноверский (брауншвейг-люнебургский) резидент в России в 1714-1719, автор соч. "Преобразованная Россия" ("Das Veränderte Russland...". v. 1-3, 1721-40), опубл. в Германии. Соч. В. содержит обширный материал о внутр. и внеш. политике России, гл. обр. о преобразованиях в экономике, культуре и гос. строе. Наибольший интерес представляет 1-й т., составленный на основе личных наблюдений. 2-й и 3-й тт. (1738 и 1740) не отличались оригинальностью и были составлены в осн. по широко известным рус. источникам.

=====

Соч. В. неоднократно издавались на нем. и др. европ. яз. Рус. сокращ. перевод 1 т. издан в "РА" за 1872 (No 6-9). В 1880 в Лейпциге опубл. часть донесений В. о России, сохранившихся в Ганноверском архиве и дополняющих его записки. Соч. В. требуют строгого критич. подхода.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте