Новая философская энциклопедия

ВЕРА

ВЕРА – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), напр. о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и т.п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя (во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической религии [РЕЛИГИЯ],вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом). Столкновение веры с рационалистической критикой приводит к одной из трех позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима Августина [АВГУСТИН]и Ансельма Кентерберийского [АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ]«верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя (максима Абеляра [АБЕЛЯР]«понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная несовместимость веры с «немощным» человеческим разумом (максима «верую, ибо нелепо», ложно приписываемая Тертуллиану [ТЕРТУЛЛИАН],но находящая известные соответствия и у него, и у Петра Дамиани [ПЕТР ДАМИАНИ],и отчасти у С.Кьеркегора [КЬЕРКЕГОР]).

Вторая позиция приводит к поглощению богословия идеалистической философией, третья – к разрыву между богословием и философией, поэтому ортодоксальная теистическая теология [ТЕОЛОГИЯ]обычно исходила из первой позиции. Проблематика веры распространена в тех же границах, что и явление богословия: религии типа греко-римского или синтоистского язычества не знают понятия веры как внутреннего состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиционно-моральных предписаний и запретов; в иудаизме [ИУДАИЗМ], христианстве [ХРИСТИАНСТВО]и исламе [ИСЛАМ]понятие веры почти совпадает с понятием религии (выражения «христианская вера» и «христианская религия» употребляются как синонимы).

Переосмысление и изменение функционирования концепта веры можно найти в различных философских системах. Так, в философии Канта вера, оторванная от конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива (см. Категорический императив [КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ]).В 20 в. под влиянием экзистенциализма [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ]становится привлекательным понятие веры, не имеющей догматически сформулированного предмета или по крайней мере ориентированной в первую очередь не на него; оно артикулируется во внеконфессиональной философии (напр., у К.Ясперса [ЯСПЕРС]),но может использоваться в конфессиональной полемике, напр. в споре иудаизма против христианства (Бубер М. Два образа веры. М., 1995), в споре современных направлений протестантизма против традиционных парадигм теологии (программа «керигматического» подхода у Р.Бультмана [БУЛЬТМАН])и т.п.

Литература:

1. Buber M. Der Glaube der Propheten. Z., 1950;

2. Rowley H.H. The Faith of Israel. L., 1956;

3. Congar Y. La foi et la thйologie. Tournai, 1952;

4. Jaspers К. Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung. Mьnch., 1962;

5. Rahner K. Grundkurs des Glaubens, 12 Aufl. Freiburg, 1982;

6. Biser E. Die glaubensgeschichtliche Wende. Graz, 1986.

С.С.Аверинцев

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте