Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Водоизмещение корабля

Есть объем вытесненной им воды. Вес этого объема воды равен весу корабля, поэтому обыкновенно В. выражают в весовых единицах — тоннах (62,03 пуда), а не в объемных. Так, напр., если В. корабля равно 10000 тонн, то это значит, что вес этого корабля со всем на нем находящимся равен 620300 пудов. Очевидно, что В. судна при расходе топлива и грузов постоянно изменяется, поэтому различают В. в полном грузу и В. спусковое, которое дает вес корпуса корабля при спуске, т. е. обыкновенно без машины, котлов, брони и пр. Наибольшее В. из всех судов, когда-либо построенных, имел спущенный в 1859 г. и недавно разобранный купеческий пароход "Great-Eastern", именно 274000 тонн. Но такое огромное В. оказалось невыгодным в коммерческом отношении, и в настоящее время из купеческих судов наибольшее В. имеют трансатлантические почтовые пароходы "City of Paris" и "City of New-York", именно 13000 тонн. Из военных судов наибольшее В. имеют 8 строящихся английских броненосцев: "Ramillies", "Renown", "Repulze", стр. именно по 14150 тонн и итальянский броненосец "Italia" — 13900 т.

В последующей таблице показано В. некоторых судов нашего военного флота:

|                              | "Три Святителя"              | 12300         | строится   |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

| Корабль                 | "Полтава"                        | 10980         | "               |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

|                              | "Синоп", "Чесма",            | 10150         |                 |

|                              | "Екатерина II"                  |                   |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Крейсер                 | "Рюрик"                          | 10000         | строится   |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                              | "Петр Великий"               | 9900           |                 |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

| Корабль                 | "Имп. Александр II" и      | 8440           |                 |

|                              | "Николай I"                      |                   |                 |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

|                              | "Наварин"                       | 9470           |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                              | "Адмирал Нахимов"        | 8000           |                 |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

| Крейсер                 | "Память Азова"               | 6500           |                 |

|                              |-------------------------------------------------------------------------------|

|                              | "Дмитрий Донской",         | 5800           |                 |

|                              | "Владимир Мономах"      |                   |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Корветы                 | "Витязь", "Рында"           | 3000           |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Клипера                 | "Опричник", "Разбойник"  | 1350          |                 |

|                              | и пр.                               |                   |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Минные крейсеры  | "Лейтенант Ильин",         | 690             |                 |

|                              | "Капитан Сакен"              |                   |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Миноносцы            |                                        | 100-150      |                 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Миноноски             |                                        | 25              |                 |

В. вычисляется при составлении проекта корабля по его теоретическому чертежу. Для этого длину корабля между перпендикулярами разделяют на 20 частей и через точки деления проводят поперечные сечения, которые и вычерчиваются на корпусе. Проведя затем грузовую ватерлинию, разделяют углубление на 8 или 10 частей и через точки деления проводят ватерлинии, которые на корпусе проектируются прямыми, параллельными грузовой, затем снимают с чертежа для каждого из сечений полуширины при грузовой и каждой из прочих ватерлиний. Для вычисления по этим данным В. пользуются правилом Симпсона совершенно так же, как показано при вычислении вместимости (см.). Чтобы полученный объем подводной части в кубических футах перевести в тонны, стоит только разделит его на 35, если корабль будет плавать в соленой океанской воде, и на 36 для пресной воды.

А. Крылов.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте