Большая советская энциклопедия

Зороастризм

Зороастри́зм

Религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов (См. Парсы) в Индии и гебров (См. Гебры) в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до середины 6 в. до н. э.). Священный канон З. — «Авеста». Для З. характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени которого З. называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в З. принадлежат дайвы (позже дэвы — «демоны») — натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племён), отличные от асур («владыка», Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале З. играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в З. стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла — враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно З., цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный З.; основные орудия в борьбе со злом — «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело». Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. З. всегда был чужд аскетизм.

З. окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (См. Сасаниды). После арабских завоевания З. ещё 3—4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы З. на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия З. — Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи З. эмигрировали в Индию, их потомки — парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в З. отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.

Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1—5, L., 1890—97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).

Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, т. 5, с. 5—34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv orientáini», 1956, v. 24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de I'Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. «Авеста», Заратуштра.

Э. А. Грантовский.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте