Новая философская энциклопедия

ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО – идейное и общественно-политическое движение в среде русской эмиграции, возникшее после выхода в августе 1921 в Софии сб. «Исход к Востоку»четырех авторов – лингвиста князя Н.С.Трубецкого, музыковеда П.П.Сувчинского, экономиста и географа П.Н.Савицкого и философа Г.В.Флоровского. Позднее к ним присоединились литературный критик князь Д.П.Святополк-Мирский (в 1922), историк Г.В.Вернадский (в 1924), философ Л.П.Карсавин (в 1924), правовед H.H.Алексеев (в 1926) и ряд других молодых ученых, публицистов, студентов и бывших офицеров. Евразийские кружки возникли в Праге, Берлине, Париже, Брюсселе и других городах Европы. В 1927 оформилась политическая организация евразийцев. Евразийство явилось творческой реакцией русского национального сознания на русскую катастрофу. За политическими катаклизмами молодые ученые разглядели болезнетворные процессы в русской и западноевропейской культуре. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризированной европейской культуры, а на русской почве – как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неизбежный возврат эпохи веры. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития.

Движение прошло через три этапа. Первый этап (1921–23) – философское и культурологическое обоснование самобытности и антизападничества. Второй этап (1924–29) – переориентация деятельности под воздействием чекистской дезинформации на идеологическое обеспечение якобы возникшего в СССР подпольного евразийского движения, влиятельного в армии и комсомоле; систематизация евразийской идеологии, ее упрощение ради доступности массам; составление политических и социально-экономических программ мирного преобразования советского государства в государство евразийско-идеократическое; затушевывание религиозной проблематики и подчеркивание культурной и психологической совместимости народов, населяющих СССР. Повышенный интерес к политическим и стихийно-психологическим процессам в СССР стимулировал возникновение просоветских настроений в самом евразийстве. С появлением выражающей эти настроения газеты «Евразия» (1928–29) под редакцией Сувчинского, Карсавина, С.Эфрона и др. происходит «кламарский раскол» и моральная дискредитация евразийства в эмигрантском общественном мнении. Третий этап (1930–39) – медленное угасание и подведение итогов.

Уже при зарождении евразийства его авторы пытались согласовать по крайней мере три различные мировоззренческие установки: натурализм Савицкого, культуроцентризм Трубецкого и христоцентризм Флоровского. Для возрождения России считалось необходимым восстановление прежних государственных границ, опираясь на энергию раскрепощенной народной стихии, сохранение культурно-психологического единства народов Евразии, защита православия как пути творчества, ибо полагалось, что вызреванию масштабных творческих личностей в России в максимальной степени может способствовать только православная культура, сплавляющая воедино разум и веру и опирающаяся на традиции двух других евразийских культур (эллинистической и византийской). Пока напряженное единство трех указанных установок сохранялось, евразийство оставалось живым и плодотворным. Упрощение и систематизация евразийской идеологии привели к расколу и деградации движения. Отдельные евразийские идеи разделяли некоторые ученые и идеологи (Л.Н.Гумилев, А.Г.Дугин и др.), но евразийство как оригинальный ансамбль мировоззренческих установок никогда больше не воспроизводилось.

Литература:

1. Соболев А.В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство. – «Литературная учеба» (М.), 1991, № 6;

2. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992;

3. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. М., 1993;

4. Русский узел евразийства, сост., вступительная статья и примечания С.Ключникова. М., 1997.

А.В.Соболев



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте