География. Современная энциклопедия

метрополитен

метрополите́н

Внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира (всего в 107 ). Большинство линий проложено под землёй в туннелях, хотя в ряде городов есть линии и участки, проходящие либо по поверхности земли (наземные линии – Хельсинки, Стокгольм, Лондон ), либо на эстакадах (Чикаго, Сеул, Бангкок ). По массе поездов различают тяжёлый (традиционный ) и лёгкий (скоростной ) трамвай на обособленном полотне с верхним токосъёмом, смешанный полуметрополитен и автоматизированные скоростные системы с небольшими вагонами. Поезд метрополитена может состоять из 2–12 вагонов. Гл. преимущества – независимость от уличного транспорта и транспортных пробок, погодных условий, быстрота сообщения, большая провозная способность. В крупнейших городах мира построены линии скоростного метрополитена (Париж ), который имеет большие промежутки между станциями внутри города и выходит на поверхность в пригородной зоне, превращаясь в обыкновенную электричку; или 4-путные участки с раздельным местным и скоростным режимом движения (Нью-Йорк, Токио ). Первый метрополитен в мире (на паровой тяге ) с подземными участками был открыт в Лондоне (1863 ), а надземными – в Нью-Йорке (1871 ), на канатной тяге – в Глазго (1896 ), на электрической – в Лондоне (1890 ), Будапеште (1896 ) и Бостоне (1897 ); в России – в Москве (1935 ). Самую протяжённую сеть (2005 ) имеют метрополитены Лондона (498 км, 12 линий, 275 станций ), Нью-Йорка (393 км, 30 линий, 482 станции ), Парижа (городская сеть – 212,5 км, 14 линий и 369 станций ), Сеула (327 км, 8 линий, 263 станции ), Токио (292 км, 12 линий, 266 станций ); в России – Москва (276 км, 11 линий, 170 станций ) и Санкт-Петербург (101 км, 4 линии, 58 станций ).

↑ Станция метро «Комсомольская» (кольцевая ). Москва

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте