Новая философская энциклопедия

ПОЛЕВОЙ

ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич [22 июня (3 июля) 1796, Иркутск – 22 февраля (6 марта) 1846, Петербург] – историк, публицист, издатель. Вольнослушатель Моск. ун-та. В 1825–34 издавал «Моск. телеграф», в котором сотрудничали А.Пушкин, П.Вяземский, Е.Баратынский, Н.Языков. «Моск. телеграф» оказал немалое воздействие на демократизацию литературно-общественного сознания, что было отмечено Белинским и Чернышевским. Однако антидворянская направленность журнала оттолкнула от него Пушкина. Журнал пропагандировал принципы франц. романтизма и его эклектическую философию (Кузен, Вильмен). Положительно восприняв элементы гегелевской диалектики, он рассматривал человека в его противоречивом развитии как «борьбу духа и вещества». В романтической прозе Полевого, индивидуалистической по сюжету, выбор героя соотносился с высокими этическими требованиями. Полевой – романтик-просветитель, содействовал духовному подъему русского общества и пробуждению в нем национального самосознания. Он – автор «Истории русского народа» в 6 т., формально направленной против «Истории» Карамзина и против государственной школы в рус. историографии. «Истории Государей» он противопоставил «историю народа», рассматривая дух народа как движущую силу истории. В «Истории русского народа» продолжен поиск специфических закономерностей русской истории. Перспективы национального развития связывал с союзом самодержавия и всех сословий, подчеркивая при этом прогрессивную роль купечества. Следуя Гизо, проводил аналогию между русским купечеством и буржуазией европейских стран. Эклектичность историко-философской позиции Полевого обусловлена использованием различных источников: трудов русских историков Татищева и Щербатова, франц. историков эпохи Реставрации (О.Тьерри, Ф.Гизо) и романтиков (Б.Нибур). Полевой выделял в европ. историографии три типа философско-исторического подхода: поэтический, или мифологический (в древнем мире), героический (в Средние века) и морализаторский (в Новое время). Недостатком каждого была односторонность, что не давало общего представления об истории народов. Полевой выдвинул в качестве основного исторического метода – принцип объективности, беспристрастности. Историк служит только истине. Критически отзывался об учении Сен-Симона и социалистическом утопизме. Сотрудничая с 1837 в реакционных изданиях, выступал апологетом теории официальной народности. В литературно-критических статьях пытался применять принципы научной эстетики в сочетании с историческим подходом. Он выстраивал эстетическую теорию на противопоставлении классицизма и романтизма. Уход классицизма он связывал с крушением феодализма, а новое искусство – романтизм – объявлялось вневременным, т.к. именно это искусство отражало «неизменные законы духа человеческого».

Сочинения:

1. История русского народа в 6 т. СПб., 1829–1833.

Литература:

1. Белинский В.Г. Н.А.Полевой. – Собр. соч. в 9 т. М, 1955, т. 9;

2. Соболев П.В. Очерки русской эстетики перв. полов. XIX в. Л., 1975, т. 2.

Архивы:

1. ОР РГБ, ф. 178.

И.Ф.Худушина

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте