Мифологическая энциклопедия

РОД

(др.-рус. родъ, Родъ из обще-слав. гооъ, индоевроп. *Hord`SUP`h[[/SUP]]u-, родственно хетт. hardu, «потомок», иероглифическ. лувийск. hartu, «потомок»)

в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка. Для раннего периода (реконструируемого, в частности, на основании совпадения терминологии восточнославянских и хетто-лувийских мифологических и обрядовых текстов) можно предполагать, что в культе Р. отразился индоевропейский культ Hordhu — рода, собрания потомков. Сопоставление летописных данных со свидетельствами о культе Р. и рожаниц в «поучениях» против язычества показывает, что в 11-12 вв. у восточных славян еще сохранялось мифологическое осмысление единства княжеского рода как субъекта и объекта права русских князей, территориальной единицы и родовой земли, не подлежащей членению. В древнерусских списках языческих божеств Р. и связывающиеся с ним женские мифологические существа рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьем (медом). В приготовлении кушаний особую роль в этот период (но возможно, и раньше: ср. характерные упоминания лувийск. hardu- и производных от него слов в текстах обрядов, совершавшихся жрицами) играли женщины. Возможно, что культ Р. длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в княжеской), тогда как роженицы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собирательного) числа женского рода (ср. берегши, лихорадки и т. п.) и связанным с женской средой (в «поучениях» — «бабы богомерзкие», среди которых сохранялись некоторые языческие культы). Для этого позднего периода «двоеверия» можно предполагать и непосредственную связь культа рожаниц с идеей продолжения рода и судьбой новорожденного, которому роженицы (хорв. роженицы, словен. rojenice) определяют долю (ср. также образы Суда и судениц).Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области русского духовного стиха, раздел 18 — Судьба-доля в народных представлениях славян. «Сборник отделения русского языка и словесности АН», 1889, т. 4в, № 6; Трубачев О. Н., К этимологии некоторых древнейших славянских терминов родства, «Вопросы языкознания», 1957, N 2; Комарович В. Л., Культ рода и земли в княжеской среде ХI — XIII вв., в кн.: Труды Отдела Древнерусской литературы, т. 16, М.-Л., I960. В. В. Иванов. В. Н. Топоров.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте